Рейтинг@Mail.ru

УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аверкин Владимир Николаевич, Федорова Елена Алексеевна

Новгородский региональный центр дистанционного образования, г. Великий Новгород

Статья обосновывает необходимость создания сети муниципальных учебно-консультативных центров дистанционного образования (УКЦ) как эффективной формы организации образовательного процесса с использованием технологий ДО в системе повышения квалификации. Автор указывает на актуальность создания таких центров и раскрывает условия их эффективной работы. К числу наиболее важных отнесены нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение деятельности УКЦ.

задать вопрос автору

Реализация и развитие проекта создания региональных центров дистанционного образования в рамках программы «Поколение.ru» потребовало поиска оптимальных моделей организации системы дистанционного повышения квалификации педагогических работников региона. Данная статья — это желание обосновать необходимость создания сети муниципальных центров дистанционного образования как эффективной формы организации образовательного процесса с использованием технологий дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов.

Актуальность создания учебно-консультативных центров ДО.

Одна из задач, которая стоит перед системой дополнительного образования педагогов — обеспечение свободного и открытого доступа к получению информации на протяжении всей деятельности педагога, с учетом его интересов, способностей и потребностей.

Актуальность использования дистанционного обучения в настоящее время возрастает в силу ряда факторов:

Учреждения повышения квалификации сегодня не всегда имеют возможность удовлетворить то количество заявок на обучение, которое поступает от педагогических работников региона. Так, последние годы в Новгородском региональном центре развития образования проходят повышение квалификации от 4 до 5 тысяч педагогических работников, в то время как по договору с учредителем и, исходя из наличия аудиторного фонда и численности профессорско-преподавательского состава, мы гарантированно можем обучать 3 тысячи человек. Сегодня нам приходится переносить курсы в образовательные учреждения, дополнительно привлекать преподавателей для удовлетворения образовательных запросов учителей области. Это одна сторона.

А с другой — существует и обратная проблема, когда работники образовательных учреждений не могут приехать в областной центр по объективным, а иногда и личным причинам. Не всегда в небольшой школе найдется «запасной» учитель физики, химии, да любого предмета, чтобы можно было не переживая уехать на повышение квалификации на одну-две недели. А как быть в ситуации, когда дома ребенок еще недостаточно самостоятелен и нет рядом бабушки, на которую можно было бы его оставить? И, наконец, сегодня все сложнее находить средства на командировочные расходы: гостиницы не дешевеют и питание тоже. Таким образом, в условиях отставания финансирования системы образования от потребностей этой системы, включение дистанционных форм образования позволит снизить затраты на обучение, а сам учебный процесс сделать удобным и индивидуально ориентированным для педагога.

Несмотря на актуальность проблемы использования информационных технологий и технологий дистанционного обучения для непрерывного образования педагогов, повышения их квалификации (в частности — информационной культуры), конкретные организационные аспекты деятельности системы повышения квалификации с использованием технологий дистанционного обучения являются недостаточно разработанными. Это вызывает трудности при создании и апробации конкретной модели организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного образования в системе повышения квалификации. Эта ситуация и определяет заказ на разработку и апробацию организационно-педагогических условий деятельности муниципальных учебно-консультативных центров дистанционного образования как организационной формы повышения квалификации педагогических работников.

Учебно-консультативный центр (УКЦ): направления работы и задачи.

УКЦ создается в целях обеспечения реализации прав педагогических работников на повышение квалификации в области информационных технологий с применением дистанционного обучения по образовательным программам Регионального центра дистанционного образования (http://www.novgorod.rcde.ru/).

Основными направлениями деятельности УКЦ являются:

Муниципальные УКЦ являются так называемыми опорными базовыми площадками, на которых имеются технические и методические возможности организованного управления процессом дистанционного повышения квалификации. При этом региональный центр делегирует муниципальным центрам часть своих функций. Так целесообразно передать УКЦ вопросы изучения потребностей педагогических работников муниципальной системы образования в образовательных услугах в области информационных технологий; организационное обеспечение дистанционного учебного процесса (осуществление набора слушателей, информирование их о сроках обучения, консультирование слушателей в ходе освоения дистанционного учебного курса, учет предоставляемых образовательных услуг и др.); накопления учебно-методических материалов к учебным курсам дистанционного обучения.

Сопровождение учебно-консультативных центров ДО.

Результатом целенаправленной работы по созданию муниципальных УКЦ стала сеть из 28 центров, действующих в каждом муниципальном образовании Новгородской области. При этом мы понимаем, что эффективная деятельность муниципальных учебно-консультативных центров дистанционного образования (УКЦ) может быть достигнута при создании определенных условий со стороны Регионального центра дистанционного образования. К числу наиболее общих мы относим нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных учебно-консультативных центров дистанционного образования.

Создание и деятельность муниципальных УКЦ требует определения статуса как самого центра, так и его руководителя: его функций в организации повышения квалификации и механизмов стимулирования деятельности.

Действенным шагом в создании нормативной базы деятельности центров стал приказ комитета образования области, нацеливающий муниципальные образовательные системы на: реализацию Программы развития единой образовательной информационной среды Новгородской области на 2002-2005г.г.; подготовку педагогических работников к овладению современными информационными технологиями; оказание консультативно-методической помощи учителям по использованию информационных технологий в организации учебного процесса и самообразовании; организацию доступа к информационно-методическим ресурсам региона. Этим же приказом в качестве условия для эффективности такой работы называется и создание таких центров. В частности перед муниципальными органами управления образованием ставится задача: «создать учебно-консультативный центр дистанционного образования на базе компьютерного класса муниципального образовательного учреждения».

Важным нормативным актом стало и утверждение на региональном уровне Положения о муниципальных учебно-консультативных центрах дистанционного образования, которое регламентирует цели и задачи деятельности УКЦ, определяет вопросы управления и контроля их деятельности, регулирует имущественные вопросы.

Отдельным документом стало Положение о свидетельстве «Учитель (руководитель)-методист», которое позволяет придать более высокий статус деятельности тех педагогических работников, которые возглавляют в районных центры и определить для них ряд льгот, связанных с их аттестацией как педагогов и с возможностью установления для них определенных надбавок к заработной плате за руководство центрами.

И, наконец, важным моментом, который сделал востребованным и особо актуальным организацию работы УКЦ стало включение дополнительного критерия при анализе работы муниципальных систем образования, а именно: «Внести в систему критериальной оценки деятельности муниципальных органов управления образованием показатель «% педагогических работников, повысивших квалификацию в области информационных технологий» (приказ комитета образования). В данной ситуации муниципальные центры дистанционного образования становятся востребованными не только самими педагогическими работниками, но и органы управления образования начинают видеть в них средство решения собственных управленческих задач.

Таким образом, правильно выстроенная правовая база деятельности муниципальных УКЦ, помимо регулирования деятельности центров, решает мотивационные, организационные и кадровые вопросы управления муниципальной системой образования.

Другой стороной, повышающей эффективность деятельности муниципальных УКЦ, стала организационно-методическая поддержка их деятельности Региональным центром дистанционного образования.

К числу наиболее важных направлений такой поддержки мы относим:

Такое комплексное (нормативное и организационно-методическое) сопровождение муниципальных УКЦ дает свои первые положительные результаты. О том, что такая форма обучения педагогических работников стала востребованной говорит количество педагогов области, отдавших предпочтение данной форме повышения квалификации. В период с 11 марта по 1 сентября 2003 года в рамках УКЦ получили свидетельство о повышении квалификации –511 педагогов области, а еще 1489 педагогов оформили заявки на такую форму обучения до конца этого года.

При этом изучение анкет, заполненных слушателями по итогам обучения, позволяет делать вывод об удовлетворенности педагогами учебным процессом, а анализ выпускных работ, созданных в ходе освоения образовательной программы, подтверждает и хорошее качество обучения.

Таким образом, опыт создания и первые результаты работы муниципальных учебно-консультативных центров дистанционного образования позволяют рассматривать их как эффективную организационную форму повышения квалификации педагогических работников.

Литература:

  1. Авдеева С.М., Гужеля Д.Ю. Региональные Центры Дистанционного обучения http://vio.fio.ru/vio_10/cd_site/Articles/title.htm
  2. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения http://www.iet.mesi.ru/br/ogl-b.htm
  3. Концепция создания и развитие системы дистанционного образования в России, — М.: Госкомвуз, 1995 г.
  4. Монахов С.В. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы http://vio.fio.ru/vio_13/.
  5. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты: ИНФО, 1996 г. № 3.
  6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)»