Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРЫ В ТЮМЕНСКОМ РЕГИОНЕ: ОПЫТ РАБОТЫ ТРЦ ФИО

Моор Светлана Михайловна, Моор Павел Климентьевич

Тюменский региональный центр Федерации Интернет-образования (ТРЦ ФИО)

В докладе рассматривается двухлетний опыт работы Тюменского регионального центра Федерации Интернет-образования в по переподготовке преподавателей средних учебных заведений в области применения в образовательном процессе современных компьютерных технологий, рассказывается о роли ТРЦ ФИО в формировании Интернет-культуры в Тюменском регионе.

задать вопрос автору

Важнейшей задачей на современном этапе развития общества становится создание единого информационного образовательного пространства и массовое обучение конструктивному использованию ресурсов Интернет, чем, собственно и занимаются региональные центры Федерации Интернет Образования (ФИО), реализуя проект «Поколение.ru». Обучение с использованием Интернет-технологий — это новая ступень, новый уровень использования компьютера в образовании.

Тюменский региональный центр Федерации Интернет-образования (ТРЦ ФИО), начав обучение первого потока учителей в октябре 2001 г., к настоящему моменту выпустил более 4 тыс. человек.

За два года работы накоплен определенный опыт переподготовки учителей: перед слушателями курсов ставится задача выполнения группового выпускного проекта – создания образовательного Web-сайта. Слушатели в условиях интерактивного обучения включаются в творческий процесс и такой метод работы не только мотивирует активную деятельность, но и включает рычаги состязательности, ответственности за весь проект каждого из участников, желания самореализации.

Направленность разрабатываемых образовательных сайтов может быть различна: ресурсы для использования на уроках, для самостоятельной работы, в факультативной и воспитательной работе. Примеры таких проектов, выполненных под руководством одного из авторов (сервер ТРЦ ФИО www.tmn.fio.ru), предназначенных для:

Проекты, носят, как правило, предметную направленность, перед слушателями ставится задача разработки образовательного ресурса, который был бы полезен для дальнейшего применения учителями в учебном процессе. Метод проектов позволяет сочетать разнонаправленные профессиональные интересы учителей-предметников, создавать комплексный продукт междисциплинарного характера.

Работа над проектами показала, что качественные сайты могут быть созданы даже слушателями, имеющими слабые навыки работы на компьютерах. Главное, чем обусловлен успех – однородность группы по преподаваемой дисциплине. Вместе с тем, при достаточно сильном составе группы удается создавать высокопрофессиональные образовательные ресурсы, многие из них могут быть успешно использованы как в школе, так и для самостоятельного изучения материала.

Следует отметить, что, не смотря на то, что сегодня в учебных заведениях коллективный доступ к Интернету не может быть обеспечен, эффективное применение Интернет-технологий возможно и без выхода в мировую компьютерную сеть, используя возможности Intranet и отдельного персонального компьютера.

Интерактивные возможности Интернет-технологий позволяют организовать виртуальные лаборатории, создавать обучающие программы, тренажеры и игры, проводить виртуальные семинары, реализовать системы тестирования. Вместе с тем, какие бы технические средства не использовались, какие бы новые формы и возможности не появлялись, они — всего лишь посредник между преподавателем и обучаемым, и должны помочь донести информацию в необычной, интересной форме. Насколько полезным окажется этот посредник, зависит от преподавателя, автора обучающего материала, от уровня владения им той или иной технологией, и наша цель сегодня — научить преподавателей эффективно пользоваться Internet-технологиями в своей работе.

Очень важной задачей является доведение разработанных образовательных ресурсов до потребителя. Таким потребителем в проекте «Поколение.ru» является ученик. Учителя, администраторы образовательных структур – всего лишь проводники, средство достижения цели, а цель – дети. Для того чтобы цепь замкнулась в системе единого информационно-образовательного пространства следует подключить и заинтересовать последнее звено — родителей.

На базе ТРЦ ФИО проводятся также важные мероприятия областного масштаба: Интеренет-конференции Губернатора области и ректора госуниверситета — ведущего вуза Тюмени; презентации сайтов Губернатора области и ректора ТюмГУ; различные конкурсы для школьников и другие культурные и просветительские акции областного, городского и университетского уровня.

ТРЦ ФИО принимал участие в IV выставке-ярмарке «Современная образовательная среда», проходившей в Москве (1 – 4 ноября 2002 г.) и по итогам работы награжден дипломом ВВЦ «За разработку Интернет-ресурсов системы открытого образования».

Таким образом, благодаря реализации проекта «Поколение.ru», ТРЦ ФИО непосредственно вторгается в образовательное пространство, создавая предпосылки на высокий спрос в области Internet-технологий.

Распространение Internet-культуры в Тюменском регионе – это благодатная почва для развития различных сфер деятельности. При этом повышается спрос на технику, на знания – это одновременно и оказывает влияние на формирование статусных характеристик как на личностном уровне, так и на уровне организаций и предприятий.

Во всех инновационных проектах будущее определяется контактом с общественностью, в известном смысле с гражданским обществом, которое, к сожалению, в России еще не сформировалось. Но это уже следующий шаг ФИО в развитии Интернет-культуры.