Рейтинг@Mail.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В КРАСНОЯРСКОМ РЦ ФИО

Кнауб Василий Теодорович, Яковлева Татьяна Александровна

Красноярский Региональный центр Федерации Интернет Образования

В Федерации Интернет Образования создана уникальная система повышения квалификации педагогов в области Интернет-технологий. Ее влияние на образовательное пространство региона значительно и еще не до конца осознано. Цель настоящего доклада – обозначить основные направления этого влияния в процессе деятельности Красноярского РЦ ФИО.

задать вопрос автору

Красноярский региональный центр Интернет образования открыт в декабре 2000г., пятым в России. За это время в нем прошли обучение более 3500 слушателей различных категорий, 80% из которых составляют педагоги общеобразовательных школ. Это более трети общего количества учителей края, прошедших повышение квалификации за этот период. По мнению педагогов, обучение в центре изменило их мировоззрение, открыло возможности новых технологий и дало толчок к глубокому их освоению и внедрению в образовательную практику.

Во многих школах края сформировались сообщества учителей – выпускников нашего центра, которые способны по-новому решать сложнейшие задачи современного образования http://www.ej.ru/060/life/09//index.html

Выпускники и преподаватели РЦ ФИО составили основу команды, которая третий год обеспечивает функционирование секции «Интернет и образование» во Всероссийском @вгустовском педсовете http://pedsovet.kob.ru/. В прошлом году Красноярский край был наиболее активным регионом-участником Интернет-педсовета. В этом есть и заслуга нашего центра.

Помимо основной задачи – повышения квалификации педагогов в области Интернет-технологий, РЦ ФИО вносит серьезный вклад в формирование информационного образовательного пространства отдельного учреждения, территории и края в целом.

Обучение в центре ведется по четырем типовым программам ФИО:

Все программы построены по модульному принципу и позволяют выстраивать учебный процесс в зависимости от уровня подготовки слушателей и их профессиональных интересов.

Основная программа «Интернет-технологии для учителя-предметника» включает следующие содержательные модули:

Практически каждый модуль дает определенное поле свободы для реализации региональных потребностей системы образования педагогов. Учет этих потребностей – один из важнейших принципов работы РЦ ФИО.

Особенностью краевой системы образования является организация и функционирование во многих территориях краевых инновационных комплексов: КСО, ИОСО, развивающего обучения и др. Приоритетное направление на курсы ФИО получают команды школ, работающих в данных комплексах. В выпускных работах этих педагогов ставится задача решения своих организационных и методических проблем с помощью новых средств – информационных и коммуникационных технологий.

Красноярское образование является участником различных федеральных проектов и экспериментов. Центром ФИО осуществляется их поддержка на разных этапах развития. Одной из идей ФП «Реструктуризация сети сельских образовательных учреждений» является краевая идея создания системы дистанционного профильного обучения старшеклассников, разрабатываемая Центром информатизации образования КК ИПК РО. Пилотная группа педагогов, сформированая на базе Шушенского района, прошла обучение в центре Интернет Образования. Программа ее обучения была адаптирована к потребностям дистаннционного обучения и включала разделы: «Проектирование деятельности педагога дистанционного профильного обучения», «Использование образовательных ресурсов Интернет при дистанционном обучении», «Принципы организации взаимодействия педагога и учащихся при дистанционном обучении».

Обучение велось совместно с методистом Центра ИТ ИПК РО. Итогом работы группы стало создание сайта «Дистанционное профильное обучение Шушенского района». Проект получает развитие в системе образования края. Дальнейшее обучение в нашем центре педагогов, участвующих в нем, предполагает развитие сайта и пополнение его методическими материалами. http://www.krs.fio.ru/learn/286/index.html

Краевой проект «Детская пресса» имеет своей целью объединить детские сообщества в рамках краевой детской Интернет-газеты. В юбилейном 50-м потоке прошли обучение 20 педагогов-координаторов этого проекта. В период обучения на курсах ФИО создан пилотный выпуск краевой Интернет-газеты и четыре районных выпуска Большеулуйского, Сухобузимского, Шарыповского районов и НОУ г. Зеленогорска http://www.krs.fio.ru/learn/167/index.htm

Значительное событие в краевом образовании – разработка, организация и проведение пилотной части Детского интернет фестиваля. Благодаря совместным действиям его организаторов и ФИО фестиваль приобрел статус Российского Детского Интернет-фестиваля http://www.fio.ru/onenews.php?id=12312

В РЦ ФИО организуются специальные потоки для обучения координаторов фестиваля, которые овладевают Интернет-технологиями и вносят свой вклад в развитие содержания сайта фестиваля УМ@НИК http://www.childfest.ru/, а лучшие координаторы повышают квалификацию в центре как методисты интернет образования.

Программа «Методист Интернет Образования» — это вторая ступень обучения на курсах Интернет образования ФИО. В ней участвуют технологически подготовленные и проявившие себя в области информатизации педагоги. Целевые потоки организуются на конкурсной основе и направлены на подготовку специалистов, способных организовать внедрение сетевых технологий в образовательную практику, поддерживать в своих территориях краевые сетевые инициативы, и продуцировать новые региональные проекты. Можно выделить Железногорские инициативы выпускников ФИО (ежегодная конференция ИТ в образовании, организация клуба выпускников ФИО, серия территориальных проектов) http://ksut.krasnoyarsk.su/~it/Information/index.shtml

В рамках данной программы прошли обучение идеологи и координаторы еще одного Российского проекта, инициированного Красноярским краем «Интернет–государство учителей» http://www.intergu.ru. Содержание обучения было углублено в разделах проектирования сетевых ресурсов на основе баз данных и методики организации сетевых образовательных проектов. Часть выпускных работ явились приложениями к ИнтерГуру и доведены до технического задания.

Одним из направлений деятельности центров ФИО является работа с детьми. В Красноярском центре разработана оригинальная программа для освоения детьми Flаsh-технологий и создания аннимационных клипов. К участию в Интернет каникулах приглашаются на конкурсной основе команды школ из 4-х учеников и одного учителя – выпускника нашего центра. Это еще одна возможность для наиболее активных выпускников получить дополнительные знания в области Интернет-технологий. Известно, что именно «продвинутые» школьники становятся двигателем активности педагога.

Своеобразным экзаменом профессионализма коллектива РЦ ФИО становятся курсы по программе «Интернет-технологии для работников федеральных и муниципальных органов власти, журналистов и работников социальной сферы».

Депутаты Законодательного собрания края в период обучения в центре ФИО максимально использовали возможности Интернет для расширения своего информационного поля и использования технологий в процессе законодательного творчества.

Результатом обучения представителей средств массовой информации стал сайт «Журналистские посиделки на красноярской завалинке» http://www.krs.fio.ru/learn/263/index.htm. Он задуман как виртуальное сообщество красноярских журналистов, где можно узнать историю и реалии СМИ, увидеть авторов запомнившихся репортажей и пообщаться с ними, получить информацию о журналистских конкурсах и престижных премиях, познакомиться с официальными документами по СМИ и т.п. Удивительно, что за такой короткий промежуток времени (всего неделя!) десятью журналистами подготовлен, структурирован и оформлен обширнейший материал по СМИ! Видимо, идея давно назрела и мы рады, что помогли ее реализовать.

Обучение депутатов Законодательного собрания Красноярского края, глав администаций районов и руководителей районных управлений образования способствует эффективному взаимодействию участников образовательного пространства и властных структур в условиях нашего региона.

Прошедшие два с половиной года деятельности Красноярского регионального центра Интернет Образования выявили ряд проблем, которые необходимо решать в контексте краевой системы образования:

Программы обучения Интернет-технологиям предполагают определенный уровень владения компьютером. Часть слушателей не удовлетворяют данному требованию. Эффективность обучения резко снижается.

Многие выпускные работы педагогов имеют в своей основе серьезные образовательные идеи, которые могут (и должны) получить воплощение в реальную практику образования: макеты сайтов требуют технологической и содержательной доработки, наметки проектов – детальной содержательной проработки. Сейчас главная задача Федерации Интернет Образования – массовое просветительство в области Интернет-технологий, в дальнейшую работу должны активнее включаться региональные и муниципальные системы образования.

Существенной является проблема дальнейшей педагогической деятельности выпускников центра Интернет-образования, поддержка и стимулирование использования ИТ в образовательной практике. Частичное её решение предложено Федерацией Интернет-Образования. В Красноярске создан клуб ФИО, поддерживающий творческую деятельность наших выпускников, организующий их сетевое и реальное взаимодействие. Первые результаты его работы обнадеживают: выпускники ФИО активно участвовали в августовком Интернет педсовете, во Всероссийском Детском Интернет фестивале, в организации телекоммуникационных конференций, в различных сетевых конкурсах и проектах, в активизации деятельности в сети конкретных школ. В развитии этого направления деятельности ФИО мы видим основные задачи совместной деятельности Регионального центра Интернет-Образования и краевой системы повышения квалификации педагогических кадров.