Рейтинг@Mail.ru

О ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ РЦ ФИО ПРИНЦИПАМ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

Мангазеев Борис Викторович, Мангазеева Галина Григорьевна

Иркутский государственный университет, Иркутский региональный центр Федерации Интернет Образования, г. Иркутск

Слушатели, поступающие на курсы в Иркутский РЦ ФИО, часто имеют лишь разрозненные, не структурированные знания, слабые и неправильно сформированные навыки работы на компьютере. Выход — постараться вывести каждого слушателя на максимально доступный для него уровень обобщения и самостоятельности путем освоения принципов и ключевых приемов работы в современных информационных средах

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов

Клод Андриан Гельвеций

задать вопрос автору

Ограниченность учебного времени и высокая интенсивность учебной деятельности предъявляют жесткие требования к отбору материала и методике преподавания в региональном центре ФИО. В этом докладе мы хотим рассмотреть некоторые аспекты сложившейся в Иркутском РЦ ФИО практики обучения работе с электронными документами.

К настоящему времени к нам на курсы не поступают слушатели без опыта работы на компьютере. В то же время мы не можем отнести большинство слушателей к категории “имеющие опыт работы” (читай, “имеющие достаточную квалификацию”). Часто они имеют разрозненные, не структурированные знания, слабые и неправильно сформированные навыки работы на компьютере. Пользуясь терминологией музыкантов, можно сказать, что у них “плохо поставлена рука”.

Выход здесь, по нашему мнению, один — постараться в практической учебной деятельности вывести каждого слушателя на максимально доступный для него уровень обобщения и самостоятельности путем освоения принципов и ключевых приемов работы в современных информационных средах. Тогда они не утонут в необозримом множестве деталей, выйдут на хороший уровень владения офисными и интернет-технологиями и получат потенциал для дальнейшего самостоятельного повышения своей компьютерной квалификации.

Автор прекрасных книг по Windows К. Ахметов удачно, на наш взгляд, сравнивает обучение работе на компьютере с обучением езде на велосипеде. Действительно, наши преподаватели в процессе обучения, образно говоря, поддерживают своих учеников и помогают им ехать. При этом суть подготовки ученика к самостоятельной поездке заключатся не столько в инструкциях типа ”Жми левую, потом правую педаль и крути руль”, сколько в том, чтобы помочь ему научиться «держать равновесие».

Поэтому нам представляется необходимым в первый день занятий выделить учебное время для актуализации и систематизации принципов и приемов работы в Windows для всех групп, включая сильные. Важнейшими понятиями здесь становятся объектная ориентированность системы, унификация и стандартизация Windows’ких приложений (требования логотипа Windows), иерархическая структура хранения информации, приемы навигации по структуре папок своего компьютера и локальной сети, приемы работы с мышью, терминология и приемы управления объектами, соотношение между приложениями и обрабатываемыми ими документами, приемы копирования объектов.

В дальнейшем, работая с различными приложениями Windows, слушатели проникаются этими понятиями, принципами и приемами.

Одним из приложений, которое полезно, на наш взгляд, предложить слушателям уже на начальном этапе работы, является программа NetMeeting. Она предоставляет им прекрасную возможность в любой момент видеть на своем экране рабочий стол преподавателя (в режиме общего приложения), что весьма удобно при изложении нового материала. Впоследствии возможность показа своего рабочего стола всем участникам телеконференции слушатели используют в коллективных формах работы. Знакомясь с программой, слушатели выполняют характерные Windows’кие действия. Это запуск программы, выбор опции (“Автоматически принимать вызовы”), ввод в поле ввода (сетевого имени компьютера преподавателя), нажатие активной электронной кнопки указателем мыши или клавишей “Enter” (при подключении к телеконференции) и т.д. Позже при изучении интернет-технологий слушатели осваивают и другие возможностями NetMeeting.

Профессиональные приложения от PowerPoint’а до FrontPage предоставляют пользователю огромные возможности. Например, хорошее руководство по Word’у содержит более тысячи страниц.

Как систематизировать это многообразие возможностей, чтобы у слушателей не “разбежались глаза”?

Естественно подчеркнуть то общее, что объединяет все эти приложения: они предназначены для обработки электронных документов.

Фактически для выхода на концептуальное понимание и хороший технический уровень слушателям нужно освоить три основных вида работы по конструированию электронного документа (недаром соответствующие команды сгруппированы в меню):

  1. Ввод информации (информационных объектов) в документ — с клавиатуры, через буфер обмена, через меню Вставка.
  2. Редактирование — удаление, перемещение и масштабирование, копирование объектов — меню Правка (классификация этих универсальных приемов редактирования дается в первый день, слушатели уже опробовали их, работая с файловой системой Windows, здесь навыки закрепляются).
  3. Оформление (работа с дизайном) документа в целом и настройка отдельных объектов (меню Формат).

Кроме того, важно отрабатывать умения сохранять и устанавливать свойства документа (меню Файл), просматривать его в различных режимах (меню Вид), использовать справочную систему (меню Справка).

Важно также в той или иной мере обучить слушателей применять наряду с выпадающими меню и параллельные средства управления: контекстное меню, кнопки на панелях инструментов, приемы работы с мышью, полезно показать им некоторые приемы управления с клавиатуры с помощью клавиш-модификаторов <Ctrl>, <Alt> и функциональных клавиш.

Акцентируя внимание на общих принципах работы с электронными документами, мы бьем в одну точку.

Для примера рассмотрим кратко схему занятия по теме “Создание мультимедийных презентаций средствами PowerPoint” (4 учебных часа).

Цель занятия — овладение инструментом конструирования компьютерных слайд-фильмов как одного из видов электронных документов.

Перед началом занятия слушателям выдаются справочно-дидактические материалы, занимающие 1 лист.

На первой странице систематизированы группы приемов конструирования презентации в MS PowerPoint:

  1. Создание, открытие и сохранение презентации.
  2. Вставка объектов (меню «Вставка»).
  3. Перемещение и масштабирование объектов.
  4. Удаление объектов и копирование через буфер обмена.
  5. Вставка размеченного слайда .
  6. Режимы просмотра и демонстрация слайд-фильма (меню «Вид»).

На второй — группы приемов, нацеленных на оформление презентации:

  1. Достижение единообразия в оформлении презентации (меню «Формат»).
  2. Настройка объектов.
  3. Настройка анимации.
  4. Создание системы навигации (гиперссылки).

Приемы отрабатываются последовательно. В процессе работы конструируется учебная презентация, в которой основное значение придается не содержанию, а отработке техники конструирования. В справочно-дидактических материалах раскрывается назначение и способы выполнения того или иного приема с помощью последовательности команд (действий).

Приведем полностью вид первой группы приемов:

  1. Создание, открытие и сохранение презентации

1.1. Создать презентацию в своей папке > Создать – Презентация – дать имя.

1.2. Открыть презентацию > двойной щелчок по значку презентации.

1.3. Сохранить изменения в презентации > меню Файл – Сохранить или кнопка Сохранить.

Слушатели, как правило, привыкли запускать программы через главное меню Пуск. В некотором смысле это дань DOS’овской традиции. Полезно показать слушателям универсальный прием создания пустого электронного документа в объектно-ориентированной среде. Это также хороший повод еще раз обсудить соответствие между приложениями (“обратите внимание на значок-логотип программы”) и обрабатываемыми ими документами (“посмотрите на значок документа — это листок с загнутым углом с логотипом программы”).

Вторая группа приемов выглядит следующим образом (для краткости описание соответствующей серии команд приведено только для пункта 2.1).

  1. Вставка объектов (меню «Вставка»)

2.1. Вставить пустой слайд > меню «Вставка» – Новый слайд – выбрать автомакет “Пустой слайд” – нажать кнопку <Ok>.

2.2. Вставить рисунок из коллекции картинок (Clipart).

2.3. Вставить рисунок из файла.

2.4. Вставить объект WordArt (фигурный текст).

2.5. Вставить надпись.

Преподаватель подчеркивает, что каждый информационный объект помещается в свой слой — “прозрачку”, которая располагается поверх слайда. Понимание этого делает работу по конструированию осмысленной. После отработки приемов 2.1-2.5 для слушателей уже не представляет особых затруднений вставка и других объектов (например, таблицы и диаграммы).

Использование размеченных слайдов (5-я группа приемов на первой странице) фактически уже является элементом единого дизайна документа (что важно также для сборки слайдов из разных презентаций).

Большое внимание уделяется достижению единообразия в оформлении презентации (разметка, шаблон, цветовая схема, фон). Для достаточно продвинутых пользователей включена также работа с образцом слайдов.

На занятии преподаватель выдает теоретическую информацию порциями, демонстрируя, как действуют изучаемые приемы. Слушатели отрабатывают эти приемы, получая консультацию преподавателя и слыша его комментарии к возникающим ситуациям.

Перейдя к Word’у, слушатели быстро убеждаются, что здесь исповедуются те же принципы и применяются те же приемы. И даже новые понятия не кажутся принципиально новыми: понятия слоя текста и взаимодействия рисунков с текстом теперь воспринимаются значительно легче, в схеме документа слушатели видят аналог структуры слайд-фильма, в стилях — аналог настроек образца слайдов.

Такая организация обучения в условиях ограниченного времени курсов позволяет вывести слушателей на достаточно высокий технический уровень работы с электронными документами, снимает страх перед самостоятельной работой, дает им возможность сосредоточить основное внимание на содержательном наполнении своих образовательных ресурсов. Высокий уровень выпускных работ является наглядным тому свидетельством.