Рейтинг@Mail.ru

РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Злыгостева Татьяна Евгеньевна

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт внутренних войск МВД России (СКВКИ МВД РФ), г. Владикавказ

Модуль – логически завершенная часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой или расчетно–графической работой). Рейтинговая система контроля учитывает всю активную деятельность студентов. Применение рейтинговых систем позволяет реализовать принцип систематичности контроля знаний и умений и индивидуальный подход в процессе обучения.

В современной высшей школе существует ряд недостатков в системе контроля: отрыв оценивания от системы обучения, который возникает в силу отсутствия на каждом этапе обучения должного механизма промежуточного, рубежного или текущего контроля; доминирование итогового контроля; отсутствия индивидуального подхода и т.д.

 Возникает необходимость активной разработки методов контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей студентов, для активизации их творческой деятельности, самостоятельности.

 В настоящее время во многих военно-учебных заведениях успешно внедряются современные системы оценки знаний курсантов, позволяющие интенсифицировать процесс обучения. Одной из них является модульно-рейтинговая система. Модуль — автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля. Модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения.

С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, в которой содержится перечень выполняемых заданий по блокам учебного материала (математика случайного, случайные величины, основные понятия математической статистики, проверка статистических гипотез, корреляционный и регрессивный анализ, теория игр) и таблицы по трем уровням исполнения (качество, сложность, срок выполнения). Таблицы различных коэффициентов служат для того, чтобы активизировать студентов при изучении каждого модуля.

Рейтинговая система оценки познавательной деятельности студентов – система пошагового контроля и выражаемой в баллах оценки успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала.

 Предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль составляют рейтинговую сумму баллов. По каждому виду контроля разработаны контролирующие программы в виде тестов. Тест включает 10 заданий, к каждому из которых прилагается 4 ответа. Содержание компьютерных тестов направлено на отработку следующих умений: сравнивать и распознавать виды событий; вычислять частоту события, вероятность; сравнивать теоремы сложения и умножения вероятностей; анализировать результаты и независимую проверку решения задач; вычислять числовые характеристики дискретной случайной величины; выделять главный, эффективный способ определения вероятности попадания.

По окончании работы курсанты на экране компьютера читают свою оценку с комментариями («Увы! Вы зачет не сдали. Очень плохо» — «Зачет сдали! Поздравляем!»). Оценочные знания (посредством антиномий «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и пр.) способствует превращению знания в личностное достояние обучаемого.

Рейтинговая система контроля и оценки знаний курсантов может быть представлена в виде электронного журнала учета и контроля. В качестве его основных достоинств необходимо указать следующие возможности: во-первых, одновременного фиксирования всех видов контроля, проводимых в учебных взводах согласно тематическому плану и расписанию занятий; во-вторых, персонального учета успеваемости всех курсантов с построением индивидуального рейтинга; в-третьих, вычисления не только итогового, но и промежуточного рейтинга любого обучающегося; в-четвертых, быстрого и оперативного внесения любых изменений с одновременным пересчетом всех показателей рейтинга.

Рейтинговая система оценки знаний студентов предусматривает поощрение обучаемых за участие в военно-научной работе, написание реферата, совершенствование учебно-материальной базы и другие виды учебной деятельности, дающие положительный эффект.

Литература:

  1. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров//Сборник “Персонал” 2000 № 1. с. 24-30.
  2. Варенова Л.И. Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтиноговая Интенсивная Технология Модульного обучения. – 1993 – 67 с.