Рейтинг@Mail.ru

ДИСТАНЦИОННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Зорькина Лилия Алексеевна

Калининградский региональный центр ФИО

Одной из задач модернизации российского образования является развитие эффективных региональных и международных систем дистанционного образования.

задать вопрос автору

В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени; получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования, и призвано реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Больше всех в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Существующие в стране проекты организации дистанционного обучения людей с ОВЗ носят в основном локальный характер и затрагивают группу, компактно проживающую на одной территории. Наибольшее число реализованных проектов составляют проекты в области высшего образования, и, как правило, предполагающие под собой коммерческую основу. На уровне среднего образования заявлено лишь несколько проектов. В качестве примера можно привести Правительственную программу республики Татарстан, республики Коми, Комплексную целевую программу реабилитации инвалидов в г. Москве на 2001—2003г. и проект на базе Красноярского Краевого центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, который обучает 30 школьников-инвалидов 6—11х классов по шести предметам школьной программы.

В Калининградской области за последние годы число детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось в два раза. Уровень среднего образования детей с ОВЗ невысокий по причине переуплотнения специальных образовательных учреждений, недостатка специальных педагогических кадров, обучающих детей на дому, слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.). Дети—инвалиды, проживающие в сельской местности не получают полноценного среднего образования в силу большого числа малочисленных сельских школ в Калининградской области. Как и во многих регионах России, в области практически отсутствует профессиональное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и как следствие — невостребованность людей с ОВЗ на рынке труда.

Решение указанных проблем в настоящее время не соответствует масштабам: в области работают только три центра, осуществляющих диагностику и реабилитацию детей и подростков; отсутствует образовательная инфраструктура, ориентированная на детей—инвалидов; не используется возможность дистанционного обучения.

Калининградский РЦ ФИО стал одним из инициаторов проекта «Дистанционная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», который позволит решить проблемы среднего образования детей с ОВЗ Калининградской области.

Цель проекта — создать в Калининградской области образовательную структуру для организации полноценного среднего образования болеющих детей и детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, путём интеграции очного и дистанционного обучения.

В настоящее время создана рабочая группа преподавателей, имеющих опыт работы с детьми—инвалидами. Преподаватели прошли обучение в Калининградском РЦ ФИО по специальной программе «Построение дистанционных курсов», в ходе которой не только знакомились с методикой создания интерактивных уроков на основе eLearning Server, но и вырабатывали единый подход к созданию учебных курсов, выбирали формы и методы преподавания для наиболее эффективного обучения будущих учащихся.

Все учащиеся дистанционной школы вместе с родителями также пройдут обучение в КРЦ ФИО, где они приобретут навыки пользования персональным компьютером и Интернетом, освоят обучающие программы, используемые в проекте.

До начала учебного года планируется развернуть дистанционную образовательную сеть, установив компьютерное оборудование для преподавателей — участников проекта в одной из средних школ г. Калининграда, для учеников — участников проекта у них на дому. Организовать сетевое взаимодействие компьютеров преподавателей и учеников, установить набор обучающих программ и оболочек для осуществления учебного процесса в рамках проекта. А также совместно с Калининградским областным Центром диагностики и реабилитации детей и подростков, Калининградским областным институтом повышения квалификации и подготовки работников образования утвердить учебные программы, разработать интегрированные учебные курсы дистанционного и традиционного обучения по школьным предметам для детей с ОВЗ.

По ходу реализации проекта будет создана служба психолого-педагогической поддержки учащихся — участников проекта, которая будет следить за психологическим состоянием участников проекта, вести сравнительный анализ успеваемости учащихся в дистанционной школе, отслеживать качественные и количественные показатели успеваемости учащихся — участников проекта по сравнению с их сверстниками из общеобразовательных школ.

Также планируется внедрить опыт дистанционного обучения детей-инвалидов стран Польши и Литвы путём стажировки рабочей группы, организации семинаров, круглых столов, конференций.

Калининградский РЦ ФИО на всех этапах реализации проекта будет координировать деятельность участников, оказывать техническую и сервисную поддержку как аппаратного, так и программного обеспечения.

Перспективные цели проекта.

Поддержка проекта.

В настоящее время проект «Дистанционная общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» нашёл поддержку у Калининградского представительства НК «ЮКОС», НО «Федерация Интернет Образования», КОГОУДОД Центра ИТТ, управления образования администрации Калининградской области.

На базе сервера дистанционного образования предполагается развертывание системы образования для сторонних потребителей с тем, чтобы полученные средства привлечь для поддержки и дальнейшего развития дистанционной школы для детей с ОВЗ.

Считаем, что настоящий проект является социально-значимым, и надеемся, что дальнейшее его развитие и поддержка будут обеспечены на всех уровнях, включая муниципальный, областной, а также привлечением благотворительных средств различных фондов и организаций.