Рейтинг@Mail.ru

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕТИ. ВЗГЛЯД ИЗ ПРОВИНЦИИ

Морозова Ирина Алексеевна

Урицкая средняя школа, Гомельская область, Республика Беларусь

Рассматривается вопрос о необходимости обучения школьников основам музейной педагогики в условиях современного образовательного процесса и Интернет-среды. Именно такая система дополнительного образования позволит включить географически удаленного от музейных центров ребенка в сферу социокультурных процессов, будет способствовать формированию информационной культуры личности.

задать вопрос автору

«Музейная педагогика» (термин впервые ввел в 1934 году в научный оборот К. Фризен, Германия) – область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта на основе междисциплинарного и полихудожественного подхода через педагогический процесс в условиях музейной среды [1]. Цели, которые ставятся перед педагогом при этом виде деятельности следующие. Это — способность пробуждать интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции. Это — воспитание бережного, уважительного отношения к музейным памятникам как части культуры и формирование понимания единства природы и культуры.

Используя различные формы (факультативные занятия, курсы по выбору, кружковую работу) этого образовательного процесса можно попытаться сформировать у учащихся способность комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развить способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших художников сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Эта образовательная программа осуществима в столичных школах, крупных городах. А что же делать в отдаленных участках, в провинциальных сельских школах? Их тысячи, десятки тысяч. Ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов. Но как ребенка, «идущему в будущее», при таких условиях включить в сферу культуры, в сферу так необходимую? Как ему быть готовым к прочтению музейной информации, ориентироваться в музейной среде, понимать язык музейной экспозиции, воспринимать музейный предмет в определенной историко-культурной среде, оценивать его как частицу истории?

Виртуальный музей должен помочь ребенку, «оторванному» географически от музейных центров, стать творческой личностью и сформировать у него такую систему ценностей вне зависимости от того, находится он в реальной музейной экспозиции или в виртуальной. Виртуальный музей, рекламируя музей-прародитель в глобальных сетях, представляет нам справочную информацию о музее, его работе, выставках и коллекциях. Режим коллективных экскурсий по музеям мира дает уникальную возможность формирования ценностного отношения аудитории к ресурсам и технологиям Интернет, к виртуальным музейным представительствам, а, следовательно, и к самим музеям. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Компакт-диски и глобальные сети делают сокровища изобразительного искусства все более доступными. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей, и не один, а десятки и сотни – сегодняшняя реальность.

Учитывая педагогические цели и задачи, обозначенные выше, я, учитель информатики сельской школы, веду факультативный курс «Виртуальный музей», на занятиях которого мы знакомимся с Интернет-коллекциями знаменитых музеев мира; пытаемся ощутить как «живут» экспонаты и как чувствует себя зритель в музее; знакомимся с понятиями колористики, а, также, видами и жанрами изобразительного искусства. И уже в данное время для себя мы, я и мои ученики, поняли и «ощутили» слова Д.С. Лихачева: «Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

Литература:

  1. Музейная педагогика в школе. Выпуск 2, Санкт-Петербург, СпецЛит 2000.