Рейтинг@Mail.ru

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПМК "РАДУГА В КОМПЬЮТЕРЕ"

Варченко Виктор Иванович

Калининградский государственный университет (КалГУ)

На базе дошкольного образовательного учреждения №50 г. Калининграда был разработан компьютерный практикум, предназначенный для изучения математики, обучения грамоте, развитию познавательной активности и других психофизических качеств детей старшей и подготовительной группы. Для его реализации использовались компьютерные игры программно-методического комплекса “Радуга в компьютере”.

задать вопрос автору

Информатизация отечественного образования, активно развернувшаяся в начале XXI века, затронула и дошкольные образовательные учреждения. За последний год в г. Калининграде три таких учреждения были укомплектованы компьютерными классами. На базе одного из них, детского сада №50, был разработан и апробирован компьютерный практикум на основе ПМК "Радуга в компьютере" [1].

В состав практикума вошли 936 упражнения, предназначенные, в основном, для детей старшей и подготовительной групп. Они распределены по четырем основным разделам: "Обучение грамоте", "Математика", "Познавательные занятия" и "Развитие индивидуальных качеств". Каждое упражнение реализуется посредством использования одной из 38 компьютерных игр, вошедших в состав практикума.

Занятия проводятся два раза в неделю, с использованием двух методик. Первая из них, ставшая уже традиционной для практикумов на основе ПМК "Радуга в компьютере" [2], предусматривает подготовку каждого занятия с учетом используемых учебных программ и уровня знаний и развития детей. Специалист, проводящий занятия в компьютерном классе, с помощью сервисной программы по заказу воспитателя составляет компьютерную программу предстоящего урока, включив в него 3-5 компьютерных упражнений. Для отдельных детей, с учетом их индивидуальных особенностей, могут составляться индивидуальные программы. Занятие можно проводить в одном из двух режимов: "Пакет" или "Меню". При использовании первого из них игры выводятся на экран автоматически, по мере их выполнения или завершения отведенного времени; при использовании второго – ребенок может самостоятельно выбрать любую из игр из набора.

Вторая методика проведения занятий предусматривает использование специально разработанной компьютерной среды "Мышкин дом", предназначенной для развития различных психофизических качеств детей (зрительно-моторной координации, внимания, зрительной памяти, ассоциативного, творческого, логического и других видов мышления). В ней предусмотрено сочетание выполнения обязательной учебной программы, включающей 128 упражнения, с выполнением игр из набора по выбору ребенка. В ходе проведения занятия, после выполнения очередного упражнения учебной программы, на экран вызывается следующее, согласно ее содержанию; при невыполнении – упражнение необходимо начать снова. Однако, при выполнении трех упражнений учебной программы на одном занятии, ребенку открывается возможность прервать ход ее выполнения и поиграть в одну из восьми других развивающих игр.

Игры практикума строятся по принципу самоконтроля, сам сюжет подсказывает ребенку, какой ход решения он принял: верный или неверный. Понятная детям объективность оценок компьютера, его беспристрастность ведет уже в дошкольном возрасте к становлению способности объективно оценивать результаты и ход собственной деятельности. Сформировавшиеся способности ребенка к замещению реального предмета игровым с переносом на этот предмет реального значения, действия являются необходимым условием его дальнейшего осмысленного оперирования символами и знаками.

Таким образом, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Компьютерные занятия должны проводиться в соответствии с общим планом образовательной программы, взаимно обогащая друг друга, обеспечивая дальнейшее развитие традиционной игровой среды.

Литература:

  1. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. //"Информатика и образование", №3. М.:, 2001
  2. Варченко В.И., Жадобко Е.Б. Технология использования дидактических игр ПМК "Радуга в компьютере" при изучении природоведения в начальной школе. Материалы XII международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Сборник трудов. Часть III. М.:, МИФИ, 2002.