Рейтинг@Mail.ru

РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Драгунов А.В.

Информационный центр оценки качества образования Псковской области

Информатизация сферы образования является важнейшим стратегическим направлением, которому сегодня Государство уделяет значительное внимание. Задача информатизации является многосторонней, требует комплексного решения.

Первой важной составляющей информатизации является оснащение образовательных учреждений и органов управления образования техническими средствами информатизации и базовым программным обеспечением. Два года назад в области фактически не было школ, оснащенных современной компьютерной техникой. Сегодня ситуация коренным образом изменилась, благодаря поставкам техники в школы на условиях софинансирования из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Каждая школа получила современные компьютеры и мультимедийное оборудование. Благодаря проекту по учебному книгоизданию все органы управления образования области были оснащены комплектами вычислительной техники, которые включают в себя помимо компьютеров, принтеры, сканеры, модемы и минимальный комплект программного обеспечения. Полученная техника была введена в эксплуатацию в кратчайшие сроки.

 Второй составляющей информатизации является развитие систем передачи данных, являющихся необходимым условием для успешного развития единой образовательной информационной среды. 1 сентября 2002 года к Интернет в области было подключено 2 управления образования из 26. К 1 мая 2003 года обеспечено подключение всех управления образования. Они активно работают в Интернет, взаимодействуют с информационным центром оценки качества образования Псковской области, РИЦ учебного книгоиздания, институтом повышения квалификации работников образования, педагогическим институтом и ГУО Псковской области. Центральный узел доступа работает на оборудовании, полученном в рамках федеральных поставок по ЕГЭ. Из средств областного бюджета было закуплено дополнительное коммуникационное оборудование. Информационный центр оценки качества образования (ПОИЦОКО) и РИЦ учебного книгоиздания обеспечили подключение к региональной образовательной информационной сети (РОИС) и Интернет через свои сервера по скоростным каналам связи практически всех «доноров» регионального образования. Сегодня подключены Псковский государственный педагогический институт и институт повышения квалификации работников образования. Дополнительный Интернет-трафик оплачивается из средств регионального бюджета. В апреле 2003 года на базе ПОИЦОКО организован модемный пул для доступа в РОИС школ г. Пскова, управлений образования Пскова, Псковского района и других учреждений региональной системы образования. ПОИЦОКО отработал технологию мониторинга использования РОИС.

Основные цели построения РОИС:

Важнейшей составляющей информатизации является развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение. Создаются региональные Интернет – ресурсы.

Региональный образовательный портал (http://www.pskovedu.ru) призван объединить на основе современных технологий информационные ресурсы регионального образования. На портале работают системы форумов, автоматизированные ленты новостей и система публикации материалов через WEB – интерфейс, которые позволяют наполнять ресурсы различным пользователям в онлайн – режиме.

В 2003 году создана региональная система для проведения телеконференций. В 2003 году проведено несколько электронных совещаний, где приняли участие специалисты по проведению ЕГЭ и книгообеспечению из большинства районов, представители школ, ВУЗов и Главного управления образования Псковской области. Одна из телеконференций прошла в рамках регионального @вгустовского Интернет-педсовета.

В 2003 году, совместно с МИЭМ начаты работы по созданию информационных систем для доступа через Интернет к региональным образовательным базам данных.

Разработана и внедрена первая версия регионального информационно-аналитического портала ЕГЭ (http://portal.pskovedu.ru). Эта информационная система представляет собой вертикальный WEB-портал, обеспечивающий Internet-доступ всех субъектов региональной образовательной среды к базе данных ЕГЭ через единую точку доступа. В задачи портала входит организация взаимодействия субъектов образовательной среды региона; обеспечение формирования БД ОУ и учащихся на современном технологическом уровне; обеспечение формирования пользователями портала отчетов, предусматриваемых технологией проведения ЕГЭ; оперативное информирование всех участников региональной системы образования о результатах ЕГЭ в регионе. Каждая школа имеет доступ ко всей информации по своим учащимся, каждое муниципальное управление образования – к информации по результатам всех школ и учащихся своего района, Главное управление образования – к информации по всей области. В дальнейшем портал будет использован для сбора и анализа информации по книгообеспечению, образовательного мониторинга федерального, регионального и муниципального уровня.

Наши специалисты, совместно с МИЭМ участвовали в подготовке формата данных и программного обеспечения для сбора базы данных мониторинга содержания и условий обучения в рамках эксперимента по введению ЕГЭ. Эта информация необходима для мониторинга учебных достижений учащихся, совершенствования КИМ и анализа результатов Единого государственного экзамена.

Более 9 лет мы работаем над созданием и совершенствованием пакета программ "УНИТЕСТ", дающего возможность учителю-предметнику максимально просто и эффективно создавать компьютерные тесты и электронные учебники, проводить тестирование и выполнять статистическую обработку его результатов в локальной сети образовательного учреждения. В настоящее время система УНИТЕСТ успешно используется в нескольких десятках учебных заведениях Псковской области и за ее пределами.

Важным является то, что появляющиеся ресурсы являются востребованными. Об этом свидетельствует статистика их посещаемости, вовлечение учителей, учащихся и специалистов органов управления образованием в диалог с использованием таких средств, как WEB-форумы, телеконференции, автоматическая публикация статей на региональном сайте, в разделе @вгустовского педсовета. Ведется мониторинг работы пользователей с системами. В 2003 году 30% выпускников воспользовались Интернет для получения своих результатов.

Неподготовленность кадров и низкая мотивацией использования ИКТ в обучении сегодня являются основными препятствиями информатизации системы образования. В подготовке и переподготовке учителей в области ИКТ важнейшее место займет создаваемый сейчас региональный центр дистанционного образования (РЦДО), который станет центральным узлом системы районных ресурсных центров по подготовке педагогов в области ИКТ. РЦДО позиционируется нами, как главный ресурс, обеспечивающий содержание образования по ИКТ и современную образовательную технологию, дающую возможность эффективно организовать обучение, переобучение и повышение квалификации по ряду предметов. Мы планируем использовать технологии РЦДО не только при работе с педагогами, но и с талантливыми детьми, совместно с областным Центром развития одаренных школьников. Одной из задач является интеграции ресурсов РЦДО и существующих образовательных ресурсов нашего региона.