Рейтинг@Mail.ru

АИС «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕКАНАТ» И ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ ВУЗА

Романов Виктор Петрович, Кулешова Екатерина Анатольевна, Синельников Илья Борисович

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова), г. Москва

задать вопрос автору

Автоматизированная информационная система «Электронный Деканат «ЭД++» («ЭД++») для высшего учебного заведения предназначена для повышения эффективности функционирования подразделений ВУЗа и улучшения качества образовательного процесса, за счет снижения времени затрачиваемого на процессы сбора, обработки и получения любой запрашиваемой информации.

«ЭД++» представляет собой программно-аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации, связанной с учебным процессом, функционирующую в реальном масштабе времени.

Структура системы «ЭД++» основана на технологии клиент-серверной архитектуры, что легко позволяет проводить всесторонний анализ совокупности больших объемов данных и в сжатые сроки решать любые поставленные задачи.

В текущем году была завершена разработка основной части системы «Электронный Деканат» и проведена ее опытная эксплуатация в нескольких подразделениях РЭА им. Г.В. Плеханова. Был проанализирован опыт других вузов в данной области: система «Деканат» Московского государственного института электроники и математики (МИЭМ), система Института Дистанционного Обучения Российского Университета Дружбы Народов, «АИС Вуз» (МИСиС), системы «Университет». Наша система является значительно менее громоздкой, она более проста в установке и эксплуатации и в то же время обеспечивает полный набор функций. Кроме того, является более дешевой, при сохранении высоких технологических свойств. Накопив в течение полугода определенный опыт эксплуатации системы электронного деканата, мы могли бы рекомендовать Министерству Образования нашу систему в качестве типового решения для вузов. Установившиеся партнерские отношения с фирмой Сайбейс, позволяют оперативно снимать вопросы программной поддержки.

Применение клиент-серверной архитектуры обеспечивает сохранность данных и одновременную работу сотен пользователей. Важно отметить, что система электронного деканата позволяет при наличии общей базы строго разграничить доступ: каждый институт, каждый пользователь «видит» только ту часть данных, на которые ему выделены полномочия.

Особо следует подчеркнуть, что в электронной системе деканата получили применение новейшие технологии – ОЛАП (OLAP) и «Хранилища Данных» (Data Warehousing). Эти технологии предоставляют руководителям возможность самим, без помощи программистов, пользуясь простым и интуитивно понятным интерфейсом, получать аналитические данные. Это — академические данные в различных разрезах: по институтам, учебным планам, семестрам, дисциплинам и т.д. Применяемая в Хранилищах данных технология многомерного куба дает возможность проводить сопоставительный анализ в самых различных сочетаниях.

Управление корпоративными знаниями вуза предполагает наряду с созданием интегрированной базы данных вуза, включающей также базы данных электронных учебников, деловых игр и экономических баз данных для проведения практических занятий, интеграцию Интранет и Интернет-системы (портала вуза), применение аналитических технологий обработки данных (Business Intelligence).

После внедрения системы учебный отдел уже не должен собирать итоги сессии со всех институтов, он просто присоединяется к серверу и получает срез успеваемости на нужную дату, причем по всем институтам в режиме повседневной оперативной деятельности. Дальнейшее развитие системы позволит автоматизировать расчет часов учебной нагрузки, составление расписания, распределение и контроль выполнения нагрузки преподавателями, обеспечить анализ в различных разрезах сведений о профессорско-преподавательском составе Академии.

Все это в совокупности повысит качество и эффективность работы деканатов и учебного отдела. Позволит более точно оценивать последствия принятия тех или иных решений по совершенствованию учебного процесса.

Литература:

  1. Романов В.П., «Организация интегрированного обучающего ресурса ВУЗа» — XII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть IV. — М.:МИФИ, 2002 — с. 39.