Рейтинг@Mail.ru

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. СПРАВОЧНИК

Никитенко Сергей Гаврилович

Рязанский областной институт развития образования (РИРО)

Излагаются принципы организации информации в текстовой и гипертекстовой версиях справочника Ресурсы Интернет для учителя. Рассматриваются возможные подходы и приводится краткое описание выбранных вариантов.

Над справочником Ресурсы Интернет для учителя автор работал более 5 лет. В нём сосредоточен опыт преподавания одноимённого раздела в курсах Компьютерные и Интернет-технологии для работников образования различных специальностей. Автор работает в этом направлении на кафедре Компьютерных технологий образования и управления РИРО. При выборе структуры “бумажной” версии справочника рассматривались следующие возможности. Традиционно полные справочники по Интернет-ресурсам строятся по принципу “Жёлтых страниц”. То есть разделы, подразделы и ресурсы в тексте размещаются в алфавитном порядке в соответствии с названиями. Для справочника по образовательным ресурсам это методически неудачный вариант. Автор предпочёл расположить материал по содержательно-логическому принципу, то есть в соответствии с тем, что справочник является учебным пособием для учителя. Справочник содержит 20 разделов. Введение посвящено краткому изложению истории Интернет и пояснению основных терминов. Раздел 1 посвящён обзору направлений применения ресурсов Интернет в педагогических технологиях. В разделе 2 предлагается классификация образовательных ресурсов по содержательному наполнению. Раздел 3 посвящён обзору образовательных порталов. В разделах 4 – 18 приведён обзор ресурсов по школьным дисциплинам в алфавитном порядке от астрономии до экологии. Все предметные разделы построены единообразно: классификация ресурсов по данному предмету, если она отличается от общей; обзор методических материалов Сети (российских и зарубежных), включая электронные учебники, конспекты разделов курса и отдельных уроков; справочники, каталоги ресурсов, базы данных; тематические электронные издания. В каждый предметный раздел добавлен подраздел со списком ресурсов, участвовавших в рейтинг-опросах Федерации Интернет-образования предыдущих лет. Список этих ресурсов даётся без комментариев только со ссылкой на сайт rating.fio.ru. Раздел 19 – Литература

При разработке гипертекстовой версии для представления в Сети рассматривались следующие возможности. Многие авторы электронных учебных пособий, видимо, с целью затруднить несанкционированное копирование материалов, разбивают текстовый материал на множество мелких файлов. Каждый подраздел – отдельная Web-страница. При этом приходится строить многоступенчатую систему индексных файлов (общее содержание – список разделов справочника – индексный файл (оглавление) первой ступени; содержание раздела – оглавление второй ступени; содержание подраздела, если есть деление на подразделы второго уровня, — оглавление третьей ступени). С одной стороны это уменьшает размер Web-страницы, с другой вызывает раздражение пользователя из-за задержек доступа к содержательной информации. Автор предпочёл обойтись одноступенчатым делением. Каждому разделу соответствует один HTML-файл. Имеется один индексный файл общего оглавления, соответствующий оглавлению текстовой версии справочника. Перед подразделами вставлены необходимые закладки. В индексном файле с названиями разделов связаны гиперссылки на соответствующие файлы. С названиями подразделов связаны гиперссылки на закладки. Закладкам присвоены обозначения, соответствующие обозначениям подразделов. Например, подразделу 8.1.3 соответствует закладка Z8_1_3.

Предполагается, что гипертекстовая версия справочника войдёт в состав контента разрабатываемого сайта РИРО и, возможно, будет выложен на один из серверов, предоставляющих бесплатное дисковое пространство.