Рейтинг@Mail.ru

НОВАЯ ВЕРСИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПЛАТФОРМЕ ELEARNING 3000

Агапонов Сергей Викторович, Кречман ДмитрийЛьвович

Компания ГиперМетод, г. Санкт-Петербург

Рассматривается новая версия системы дистанционного обучения на платформе eLearning 3000. eLearning Server – система управления управления процессом обучения, позволяющая создавать многофункциональные центры дистанционного образования как в рамках локальной сети (интранет), так и в глобальной сети Интернет. eLearning Office является высокоуровневым авторским средством, ориентированным на создание мультимедийных дистанционных курсов и электронных учебников.

задать вопрос автору

Среди российских систем дистанционного обучения (СДО) за последние два года приобрела известность система eLearning 3000 Компании ГиперМетод (http://www.hypermethod.ru/). Эта система базирует­ся на двух основных продуктах — eLearning Server и eLearning Office. С их помощью созда­ется гибкая распределенная систе­ма, использующая в своей работе как средства Интернета, так и воз­можности локальных мультимедийных компьютеров. В отли­чие от большинства аналогичных программ. eLearning Server не копирует эталонную модель дистанционно­го обучения, предусматривающую передачу всего учебного материа­ла по каналам Интернета. Напро­тив, построенные на ее основе «виртуальные университеты» опи­раются на т.н. технологию Web-CD. Это средство, поз­воляет избежать целого ряда про­блем — медленных каналов Интернета, нехватки компьютерного обору­дования в глубинке и т.д.

eLearning Server 3000 — это современная система управления процессом обучения (Learning Management System), позволяющая создавать многофункциональные центры дистанционного образования как в рамках локальной сети (интранет), так и в глобальной сети Интернет.

Новые стандарты образования и требования к квалификации выпускников ведут к использованию современных информационных технологий в процессе обучения. Созданный с помощью eLearning Server 3000 центр дистанционного обучения может использоваться как виртуальный университет, в котором функции традиционного ВУЗа дополнены новыми технологиями, обеспечивающими возможность передачи изображения через Интернет, интерактивного общения и рисования в реальном времени.

eLearning Server позволяет создать «виртуальный» университет, в котором:

Учебные материалы, создавае­мые при помощи средств eLearning 3000, не должны быть обязательно выложены на сервер, но могут рассылаться удаленным пользователям на компакт-дисках. Благодаря этому отпадают ограничения, как по объему, так и по мультимедийному содержанию курсов: видео и звук могут быть размещены на компакт-диске, оставляя серверу ряд других функций. Во-первых, с него проис­ходит обновление и корректировка содержания курса (если в таковом возникнет необхо­димость), во-вторых, он обеспечи­вает диалог между студентами и преподавателем, наконец, именно здесь ведется учет групп студентов и их успеваемости, администрирование процесса обучения в целом.

Технически eLearning Server представляет собой комбинацию web-сервера Apache и базы данных МуSQL, при этом программ­ные компоненты написаны на php и Java, а в качестве формата представ­ления и обмена данными активно используется ХМL. Как следствие, сервер не привязан жестко к од­ной операционной системе и может быть установлен, практически, на любой из существующих ОС.

Администрирование системы производится специальным персо­налом, находящимся в логической иерархии архитектуры выше как студентов, так и преподавателей. Именно администраторами созда­ются учебные курсы и учетные за­писи преподавателей и студентов (хотя, само собой, ничто не мешает од­ному и тому же человеку выпол­нять несколько ролей). На активные кур­сы можно устанавливать различ­ные типы регистрации студентов: от самостоятельной до централи­зованной, когда список допущен­ных лиц определяется лектором и администрацией.

Мультимедийные учебники на CD—прекрасное подспорье студен­там, но без живого онлайнового об­щения никакая СДО обойтись не сможет. eLearning Server 3000 пре­доставляет студентам широкие воз­можности взаимодействия между собой (чаты. конференции, семина­ры и т. п.). а также между студентами и преподавателем. По результатам пройденного материала проводят­ся контрольные работы и экзаме­ны. Последние содержат вопросы различных видов; помимо привыч­ных заданий (выбор одного или не­скольких верных ответов, ручная подстановка, поиск соответствий) программа позволяет преподавате­лю разрабатывать свои собствен­ные. Экзаменационный материал может сопровождать­ся мультимедийными включениями. Для доступа к серве­ру подойдет любой современный браузер.

Остановимся отдельно на описании второй составляющей eLearning 3000 — eLearning Office. Этот продукт является высокоуровневым авторским средством, ориентированным на создание мультимедийных дистанционных курсов и электронных учебников. Создаваемые курсы функционируют на базе технологии Web-CD: основной информационный массив учебного материала поставляется пользователю на CD-ROM, а обновление информации, тестирование и общение с обучаемым производится по каналам Интернета. Пользовательский интерфейс программных средств максимально упрощен и ориентирован на пользователей (преподавателей) и предмет разработки (мультимедийные дистанционные курсы).

Интересно отметить, что последовательное использование стандарта XML в этом пакете также позволяет использовать в качестве клиентской програм­мы для просмотра созданного на CD мультимедийного учебного курса любой современный браузер: все содержание и функциональность этого курса будут выглядеть точно так же, как и при использовании стандартных средств просмотра (устанавливаемых на компьютере пользователя во время инсталляции). Это означает, что при желании все содержание мультимедийного компакт-диска может быть перенесено в Интернет (интранет) и стать доступным через любой web-сервер.

Примером реализованного по такой технологии учебного курса является сделанный по заказу Министерства образования Российской федерации дистанционный мультимедийный курс «Компьютерная графика и дизайн» для учреждений общего и профессионального образования.

В состав eLeaming Office входят три программы для подготовки учебных курсов. Первая и наиболее важная из них — еАuthor, основное средство создания (редактор) мультимедийных учебных курсов. Это средство специально ориентировано на автора курса, преподавателя – для создания типового учебного курса не требуются навыки программирования или верстки.

Автор курса последовательно запол­няет три основных раздела учебника (лекции, словарь и тесты), при этом исходные материалы можно брать из других программ. Так, текст лекций импортируется из RTF-формата, знакомого всем пользователям MS Word. Вторая составная часть Office – ePublisher — автоматизирует процесс компоновки электронных учебных пособий из ранее подготовленных материалов, а третья — eBoard — отвечает за поддержку онлайновых мероприятий, а в том числе видеоконференций между преподавателями и студентами через Интернет. В целом, пакет eLeaming Office обеспечивает создание всех компонентов дистанционных курсов:

В пакете предусмотрена максимальная автоматизация работ, основанная на предоставлении разработчику множества вариантов готовых прототипов курсов, встроенном “конструкторе” интерактивных тестов и средств общения, библиотек шаблонов и стилей, автоматическом создании перекрестных гипертекстовых связей и автоматической генерации дистрибутива для записи на CD ROM.

eLeaming Office предоставляет возможности использования в курсе мультимедийной информации. В частности, возможно использование графики, видео, звука (в различных форматах: JPG, MPEG, MOV, MP3, MIDI, и др.), создание интерактивных сцен с элементами анимации, возможности подключения внешних программ и объектов.

Отдельно проработан вопрос использования возможностей Интернет при создании дистанционного курса. Реализуемые возможности позволяют, используя канал Интернет, встраивать в курс средства общения для преподавателей и учащихся, автоматически генерировать виртуальные семинары и поддерживать взаимодействие с “ виртуальным университетом” eLearning Server.

Создаваемые с помощью СДО eLearning 3000 дистанционные курсы обладают следующими свойствами:

СДО предполагает создание дистанционных курсов, адаптируемых к качеству компьютерных сетей. Даже в случае полного отсутствия доступа в Интернет существует возможность локального использования курса.

Представленные характеристики системы говорят в пользу ее использования как ядра системы технологического обеспечения системы дистанционного обучения. Опыт демонстрации, внедрения и использования в различных регионах страны и за рубежом выявили значительный интерес к этой технологии дистанционного обучения. К июню 2003 г. лицензионные комплекты eLearning 3000 были установлены в нескольких десятках российских и зарубежных университетов (Беларусь, Армения, Чехия и т.д.), в ближайших планах — установка СДО на платформе eLearning 3000 в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) МИД России и ряде других ВУЗах и учебных организаций.

Литература:

  1. Агапонов С.В., Кречман Д.Л., Никифоров И.С., Ченосов Д.С. Мультимедиа конструктор дистанционных курсов // Интернет. Общество. Личность.Международная конференция ИОЛ-2000, Санкт-Петербург, март 2000.
  2. Агапонов С.В., Кречман Д.Л. , Никифоров И.С. Платформа eLearning Server 3000 для построения систем дистанционного обучения. // Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика-2002», Санкт-Петербург, июнь 2002.
  3. Агапонов С.В., Кречман Д.Л. eLearning Server 3000 для организации систем дистанционного обучения. // Научно-методическая конференция «Интернет и современное общество» (IMS — 2002), Санкт-Петербург, ноябрь 2002.
  4. Агапонов С.В. Джалиашвили З. О. Кречман Д.Л. Никифоров И.С. Ченосова Е.С. Юрков А.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 336 с.