Рейтинг@Mail.ru

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ “ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

Степанов Вадим Константинович, Баринова Екатерина Сергеевна

Отдел Интернет-технологий в Вологодской Областной Универсальной Научной библиотеки им. И.В. Бабушкина, IATP, г. Вологда, Московский государственный университет культуры и искусств

В рамках проекта IATP программы «обучение и доступ к Интернет» был предоставлен грант на разработку и апробацию дистанционного курса “Применение Интернет в исследовательской деятельности”. Слушатели познакомились с принципами и методами работы всех вариантов поисковых средств, выполнили практические задания и сдали проверочные тесты на умение работать с различными их типами.

Опыт показал, что обучение навыкам разыскания информации в Интернет в дистанционном режиме не вызывает заметного снижения уровня усвояемости материала слушателями, по сравнению с очным обучением по аналогичной проблематике. Опыт, приобретенный в ходе проведения данного курса, свидетельствует, что в перспективе содержательная поддержка процесса обучения информационным технологиям в школах и тем более в вузах будет все более принимать вид программных оболочек.

В рамках проекта IATP программы «обучение и доступ к Интернет» был предоставлен грант на разработку и апробацию дистанционного курса “Применение Интернет в исследовательской деятельности”. Слушателями явилась целевая аудитория выпускников американских обменных программ.

В рамках указанного курса значительное внимание было уделено средствам разыскания информации, включая справочники ресурсов Интернет, поисковые системы, полнотекстовые и библиографические базы данных, энциклопедические и справочные материалы. Слушатели познакомились с принципами и методами работы всех вариантов поисковых средств, выполнили практические задания и сдали проверочные тесты на умение работать с различными их типами.

Опыт показал, что обучение навыкам разыскания информации в Интернет в дистанционном режиме не вызывает заметного снижения уровня усвояемости материала слушателями, по сравнению с очным обучением по аналогичной проблематике.

В ходе подготовки и проведения курса авторы столкнулись с типичной проблемой, которая возникает в любом случае, когда речь идет о преподавании дисциплин, тесно связанных с Интернет-ресурсами. Высокая динамика происходящих в Сети изменений проводит к тому, что содержание курсов не всегда отражает реальное состояние источников. Скорость обновления сетевых ресурсов особенно ярко видна на примере поисковых средств. Постоянно меняются не только их места в рейтингах по различным параметрам, но и происходит важное расширение их способностей, наподобие возможности учета файлов в различных форматах или перевод бесплатных сервисов в разряд коммерческих услуг.

Все это серьезно влияет на содержание курса, включая состав практических заданий и результаты тестов. С большой долей уверенности можно утверждать, что если с даты написания материала прошло три-четыре месяца — материал уже является в некоторой степени устаревшим. Содержание же курсов полугодовой давности дает заведомо искаженное представление о состоянии изучаемых многих источников.

 Решить данную проблему возможно лишь путем проведения постоянного мониторинга изучаемых ресурсов. Перед началом занятий преподавателю следует обязательно произвести контрольный просмотр всех отраженных в тексте курса ресурсов, обращая особое внимание на их новые показатели. При том целесообразно обновить все статистические характеристики, касающиеся объемов и других количественных показателей. На основе контрольного просмотра формируются практические задания и корректируются проверочные тесты.

Однако даже такой подход не гарантирует достижения полного соответствия материала реальному положению дел. Порой важные характеристики, влияющие на результаты тестов, меняются уже в ходе курса. В этом случае целесообразно сделать соответствующее разъяснение в конференции, продублировав его также на доске объявлений, а в особо важны случаях и по электронной почте. После разъяснений, тесты рекомендуется скорректировать уже с учетом последних новшеств. Это, кроме прочего, стимулирует слушателей активнее пользоваться средствами сетевого общения и привьет им ощущение постоянной динамики Интернет. Это, в свою очередь, позволит учащимся после окончания обучения увереннее ориентироваться в Сети, учитывая постоянную изменчивость ее характеристик.

Опыт, приобретенный в ходе проведения данного курса, свидетельствует, что в перспективе содержательная поддержка процесса обучения информационным технологиям в школах и тем более в вузах будет все более принимать вид программных оболочек, содержание которых будет значительно актуализироваться перед началом каждого нового учебного семестра. Это позволит вести преподавание на уровне самых последних технологических достижений, обеспечивая постоянное соответствие содержания курсов реальному состоянию цифровых ресурсов.