Рейтинг@Mail.ru

СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ХОДЕ ПРОЕКТА «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Муранов Алексей Анатольевич

Национальный фонд подготовки кадров, Москва

задать вопрос автору

В 2004-2007 годах Министерство образования РФ планирует реализацию проекта «Информатизация системы образования». Важнейшей задачей проекта является формирование в Российской Федерации эффективно действующей системы создания, внедрения, распространения и сопровождения цифровых образовательных ресурсов.

Предполагается получить следующие результаты:

  1. Создать общедоступную коллекцию информационных источников, обеспечивающую большинство потребностей образовательного процесса.
  2. Создать учебные материалы нового покол ения по всем дисциплинам школьной программы, построенные на основе коллекции цифровых информационных источников.
  3. Обеспечить учреждения образования возможно полным набором электронных инструментов учебной деятельности и организации учебного процесса.
  4. Разработать процедуры экспериментальной работы с цифровыми учебными ресурсами.
  5. Создать систему, обеспечивающую доступность разработанных учебных материалов для всех школ Российской Федерации.

В ходе проекта предполагается преодолеть нехватку цифровых образовательных ресурсов и методик организации учебного процесса с их эффективным использованием.

Создание цифровых ресурсов в рамках проекта является не самоцелью, а эффективным инструментом модернизации учебного процесса. Для встраивания использования ресурсов в учебный процесс предполагается создание учебно-методических комплектов нового поколения по образовательным областям, учитывающих возможность широкого использования цифровых ресурсов, а также создание единого аннотированного каталога образовательных ресурсов.

Планируется создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей:

Планируется также поддержка организации образовательного процесса путем закупки лицензий и созданием специализированного программного обеспечения для методистов, учителей, и школьных администраторов.

  1. Создание программных средств, составляющих единую систему (или закупка лицензии на их использование во всех образовательных учреждениях), позволяющих:
  2. Создание и экспериментальная эксплуатация на базе пилотных площадок следующих систем:
  3. Поддержка деятельности порталов в сфере общего образования по предоставлению доступа к цифровым учебным ресурсам и учебно-методическим материалам.
  4. Обеспечение доступности и распространения созданных ресурсов. Важнейшей задачей проекта является создание учебно-методических материалов (комплектов), ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов.
  5. В ходе проекта будут разработаны учебно-методические комплекты (УМК), ориентированные на активное и эффективное использование ИКТ в различных предметных областях.
  6. Предполагается разработка до 3-х УМК, использующих единую систему цифровых учебных ресурсов, в том числе УМК, направленные на эффективную работу с одаренными детьми.
  7. В ходе проекта будут также созданы и апробированы внутрипредметные учебно-методические комплекты по изучению отдельных тем и использованию отдельных инструментов учебной деятельности и коллекций информационных ресурсов.
  8. Кроме этого будет создан комплект методических материалов на базе специально разработанных электронных ресурсов по формированию единой информационной среды учебного заведения
  9. В рамках проекта планируется создание УМК по 10 приоритетным специальностям системы НПО.

Для проведения данных работ будет использоваться специально разработанная процедура предоставления грантов авторским коллективам, частным компаниям, государственным организациям, создающим цифровые учебные материалы и образовательным учреждениям на создание и апробацию учебных материалов. Отбор авторских коллективов и организаций будет проводиться на основе анализа квалификации и качества предложения в несколько этапов. Оценка качества предложения и квалификации исполнителей будет проводиться экспертным комитетом.

Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования

Учебно-методические комплекты в проекте

«Информатизация системы образования»

УМК учебно-методический комплект ­– комплекс материалов, обеспечивающих достижение заданных образовательных результатов в конкретных педагогических условиях, позволяющий учителю организовать учебный процесс, включает в себя:

Учебно-методический комплект, как правило, состоит из отдельных Учебно-методических модулей (УММ) и содержит как готовые курсы, так и технические и методические инструменты, позволяющие учителю самостоятельно строить учебный курс из готовых модулей.

Современный учебно-методический комплект является логичным развитием активно используемых в учебном процессе традиционных учебно-методических комплектов, обогащенных использованием возможностей цифровых технологий. В ходе проекта предполагается создание учебно-методических комплектов, активно использующих цифровые ресурсы. Предполагается, что могут быть созданы УМК и УММ, полностью представленные на электронном носителе.

В ходе проекта предполагается создать 6 учебно-методических комплектов, ориентированных на активное и эффективное использование ИКТ в образование:

  1. Начального образования
  2. Преподавания иностранных языков
  3. Преподавания истории и обществознания
  4. Преподавания математики
  5. Преподавания русского языка и литературы
  6. Преподавания естественно-научных дисциплин

В ходе проекта будет также финансироваться создание и апробация предметных и внутрипредметных (тематических) учебно-методи­ческих модулей по изучению отдельных предметов и тем, а также использованию отдельных инструментов учебной деятельности.

Общая структура учебно-методического комплекта

Каждый УМК и УММ должен содержать:

  1. Общее описание, содержащее:
  2. Учебные ресурсы для использования в бумажной копии:
  3. Цифровые учебные ресурсы:
  4. Комплект методических материалов для учителя на бумаге и цифровых носителях:

В состав материалов учебно-методического комплекта также должны входить инструменты и методики, позволяющие творческому учителю самостоятельно производить построение авторского курса из модулей комплекта.

Каждый учебно-методический модуль должен предусматривать различные варианты оснащенности школы компьютерами и другими средствами ИКТ.

  1. Компьютер с проектором у учителя в предметном кабинете.
  2. В кабинете стоят 1-5 компьютеров, к которым можно отсадить учащихся.
  3. Есть компьютер с проектором и несколько отдельных рабочих мест, объединенных в единую сеть с выходом в Интернет.
  4. Компьютерный класс, позволяющий каждому учащемуся самостоятельно работать с компьютером.
  5. Компьютер может использоваться учащимися на этапе выполнения домашнего задания.

Учебно-методический модуль должен как минимум обеспечивать следующие формы использования цифрового материала:

  1. На различных этапах урока
  2. Учеником самостоятельно вне урока
  3. Учителем на этапе подготовки к уроку

В качестве основных направлений создания современных УМК предполагается использовать следующее:

  1. развитие существующих учебно-методических комплектов и модулей за счет их расширения наборами цифровых ресурсов и методиками использования возможностей ИКТ в учебном процессе.
  2. создание новых учебно-методических комплектов на основании существующего педагогического опыта, построенного на активном использование возможностей информационных технологий.