Рейтинг@Mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ С ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОФИЛЕМ НА БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ РАЗРАБОТОК ШКОЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ТУСУРА

Дмитриев Игорь Вячеславович, Коротина Татьяна Юрьевна

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Рассматривается вопрос организации классов с профилем «Информационные технологии» на основе использования современных учебно-методических материалов и отлаженной технологии организации учебного процесса Центром довузовской подготовки Школьный университет ТУСУРа

задать вопрос автору

В целях развития системы профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, Правительством Российской Федерации было принято предложение Министерства образования (МО) РФ о проведении в 2003-2005 гг. эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях. Среди основных профилей Министерством образования был выделен информационно-технологический профиль.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) накопил большой опыт по организации профильных классов.

На базе накопленных материалов центр довузовской подготовки «Школьный университет ТУСУРа» разработал программу реализации профильных классов по направлению «Информационные технологии».

Актуальность этого профиля объясняется еще и тем, что прошел первый этап программы информатизации школ, и вслед за сменой компьютерной техники, назрела необходимость менять методики преподавания информатики. Не достаточно давать только Паскаль и основы Офисных технологий. Для современного пользователя важны и компьютерная графика, Web-дизайн, и базы данных, и программирование под Windows. Во многих школах назрела необходимость в новых качественных методических пособиях, позволяющих школьникам на современном уровне осваивать компьютерные технологии. Этот вопрос очень важен в настоящее время как для учащихся, так и для их родителей, которые понимают необходимость получения ребенком знаний в области информационных технологий, не смотря на то, какой дальнейший путь будет выбран.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) видит большие перспективы в прямом сотрудничестве со школами. При этом преследуются следующие цели:

  1. Распространение накопленного многолетнего опыта работы при создании профильных классов и обеспечение учителей информатики полным учебно-методическим комплектом.
  2. Подготовка учащихся старших классов к обучению по дистанционной технологии.
  3. Обеспечение сельских школ высококачественными методическими материалами с целью изучения на профессиональном уровне информационных технологий (ИТ).

Программа организации профильных классов по направлению «Информационные технологии» включает концепцию реализации информационно-технологического профиля, учебный план на 6 часов информатики в неделю и весь учебно-методический комплект. Данная программа была принята и начала внедряться в 42 городах России и Казахстана.

Учебный план был составлен с учетом рекомендаций МО при организации классов с информационно-технологическим профилем (Приложение 2). В данном учебном плане на профильный предмет – информатика и ИКТ – отводится 5 часов в неделю. Учебный план, предложенный Школьным университетом полностью соответствует учебному плану рекомендованному МО и содержит 6 часов в неделю информатики, учитывая, что 1 час используется для ведения элективных курсов.

В соответствии с накопленным опытом реализация часов учебного плана осуществляется следующим образом: 2 ч – информатика, 2 ч – технологии, 2 ч – вариативный компонент.

Методический комплект предназначен для обучения учащихся по следующим модулям:

Данный перечень дисциплин и тематические планы соответствуют Образовательному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Каждый модуль включает рабочую программу, методическое пособие, электронные учебники, комплект контрольных работ, комплект тестовых заданий, включенных в автоматизированную систему контроля знаний, а также методические указания по каждому направлению (более подробно см. Приложение 3). Каждому учащемуся предоставляются методические пособия и электронные учебники.

До того, как материалы дойдут до учащихся, ведется подготовительная работа со школами. Высылаются рабочие программы, ведутся консультации методистом Школьного университета учителей информатики по возникающим вопросам. Связь осуществляется посредством электронной почты, телефонных переговоров, выездов в командировки на места.

Важным моментом в работе является проведение научно-методических семинаров и сбор аналитической информации для дальнейшей корректировки, усовершенствования учебно-методического комплекса.

Особым элементом обучения школьников в профильных классах, поддерживаемых Школьным университетом, является использование электронных учебников, разработанных преподавателями школ и специалистами Школьного университета. В данных электронных учебниках реализован методический прием «от практики к теории», многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Такого рода невербальные среды только начинают развиваться, но за ними большое будущее.