Рейтинг@Mail.ru

РЕСУРСЫ ИКТ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Смольянникова Ирина Анатольевна

Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ)

Современный специалист в любой области должен обладать навыками использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном контексте. Приобретение обучающимися опыта функционирования в информационно-технологическом пространстве может проходить в специально организованной технологической учебной среде. Вариантами технологической основы учебного процесса могут быть микропортал, закрытая учебная платформа, Интернет сайт.

задать вопрос автору

Уровень экономического и технологического развития современного мирового сообщества требует формирования у обучающихся опыта существования в информационном пространстве. В контексте языкового образования это ведет к рассмотрению возможностей информационных и коммуникационных технологий в отношении создания технологической учебной среды (то есть учебной среды, в которой наряду с традиционными материалами и видами работы используются возможности ресурсов ИКТ и учебные материалы нового поколения), а также пространства, передающего социокультурное своеобразие изучаемого лингвосоциума. Проанализировав варианты технологической основы, предлагаемые в методической литературе, мы пришли к заключению, что возможности ИКТ по формированию умений межкультурного взаимодействия следует разделить на две категории – предоставление пространства, внутри которого происходит обучение, т.е. учебной среды, и инструментария, посредством которого осуществляется конструирование тезауруса вторичной языковой личности. К первой категории мы относим:

Вторая категория вбирает в себя инструментарий различного типа – от коммуникационных ресурсов Интернет, специализированного лингводидактического программного обеспечения (когнитивные инструменты Concordance, авторские инструменты Wida Authoring Suite, Hot Potatoes, TELOS и т.д., материалы, размещенные на CD-ROM, например, REWARD) до программных приложений общего типа (Word, PowerPoint, Excel и т.д.).

Микропортал – это документ, выполненный на основе текстового редактора, например Word, который несет в себе не только текстовую информацию, но и гипертекстовые ссылки на ресурсы Интернета, отдельные Интернет сайты, позволяющие выйти из рамок конкретного текста. Это могут быть аутентичные аудиоматериалы, видео-образы (анимация; видеоклипы, снабженные аудио-текстом, или без него; картинки; графики, таблицы и т.д.), дополнительные тексты и т.п. Документ может также представлять собой список URL-адресов предлагаемых для изучения сайтов, заданий для работы учащихся в Интернете и вопросов, предназначенных для контроля усвоения материала, которые также могут быть выполнены в формате Word или электронных приложений, предназначенных для создания учебных материалов (Hot Potatoes, Wida Authoring Suite, TELOS). В результате столь часто используемое и, возможно, наиболее известное широкому пользователю приложение как Word, может превратиться в действенный инструмент навигации по Интернету, лежащий в основе технологического учебного пространства. Иными словами, микропортал, — это выполненный в текстовом редакторе документ, используемый в качестве малой электронной платформы для работы исследовательского и эвристического характера.

Закрытая учебная платформа или система управления обучением – это программное обеспечение, управляющее процессом обучения и позволяющее создавать и размещать на платформе учебные материалы, вести учет результатов обучения, осуществлять коммуникацию и т.д. То есть, это структурированная многомерная учебная среда, которая объединяет в себе возможности традиционного обучения с современными информационными технологиями, основанными на автоматизации взаимодействия обучающего и обучающегося. Доступ к платформе защищен паролем и разрешается только уполномоченным пользователям этой платформы и может предоставляться как через Интернет, так и через внутреннюю локальную сеть учебного заведения. В результате возникает закрытое учебное пространство.

В настоящее время в числе наиболее популярных можно назвать WebCT, Blackboard, eCollege.

В зависимости от конфигурации, различные системы управления обучением могут обладать разным набором характеристик. В качестве основных из них можно назвать средства создания и представления учебных материалов, средства адаптации последовательности выполнения работ к уровню сформированности навыков у отдельного обучающегося, систему организации домашних заданий и их выполнения в электронном виде, тестирование в режиме online, разграничение прав доступа к учебным материалам, возможность ведения учета результатов обучения, возможность использования документов, выполненных в разных форматах, таких как pdf, html, Power Point и др. Закрытая учебная платформа также предоставляет возможность асинхронного (электронная почта, форум, дискуссионный список) и синхронного (текстовый и аудио-чат, виртуальная доска – Whiteboard, видеоконференция) обмена информацией.

Из общего числа существующих в настоящее время закрытых учебных платформ можно назвать более сложно структурированные и дорогостоящие, например, WebCT, или более простые, как Nice Net. На этой платформе имеется секция для размещения учебных заданий (assignment section), секция для публикации документов, например, выполненных домашних заданий (documents), секция для размещения гиперссылок на представляющие интерес Интернет страницы (sharing links), доска объявлений (message board), дискуссионный форум и определенный набор административных инструментов для преподавателя.

Платформы отличаются также по типу интегрирования в них сопутствующих инструментов, которые могут быть выделены в отдельное меню, не фиксированное в конкретных пространствах определенных учебных курсов (course rooms) (Virtual U, ClassFronter, QuickPlace), или они неразрывно связаны со специфическими видами учебных заданий, выполняемых в пространстве данного курса (It’sLearning). При работе в описываемых условиях необходимо учитывать не только то, какой инструментарий предлагает конкретное программное обеспечение, но и то, каким образом учебная платформа и ее отдельные секции предоставляют доступ к инструментам, необходимым для выполнения отдельных заданий. В определенных случаях может потребоваться доступ к сразу нескольким функциям, таким как, например, чат и виртуальная доска, которые могут быть закреплены за разными секциями и доступ к обеим функциям сразу может быть затруднен.

В целях определения методического потенциала закрытой учебной платформы как среды для формирования вторичной языковой личности, мы рассмотрели преимущества и недостатки ее использования при работе в технологической учебной среде.

К преимуществам можно отнести:

Важным фактором является также то, что система устанавливается на сервере учебного заведения, и для конечного пользователя необходим лишь доступ в Интернет.

При этом в качестве недостатков мы рассматриваем:

Третьим вариантом организации технологической учебной среды мы предлагаем использование Интернет сайта, как пространства для коммуникации и размещения учебных материалов. Интернет сайт может создаваться и поддерживаться самим преподавателем или являться структурной частью официального сайта учебного заведения. В обоих случаях сам преподаватель должен обладать значительно более развитой технологической компетенцией, в частности владеть знаниями, необходимыми для использования html-генерирующих программ (FrontPage, Dream Weaver, Netscape Composer) и уметь выполнять функции вебмастера.

Сравнение возможностей закрытой учебной платформы и открытого Интернет сайта позволило сделать следующие выводы:

В заключение следует отметить тот факт, что все документы, размещаемые на вебсайте, находятся в открытом доступе, независимо от стадии их готовности к публикации, в отличие от учебной платформы, что накладывает высокую степень ответственности на качество выполняемой работы на всех ее стадиях. Однако именно открытость сайта способствует созданию ситуации реальной коммуникации.

Предложенные пути создания технологической учебной среды не являются взаимоисключающими. В зависимости от конфигурации ИКТ обеспечения и возможностей учебного заведения и конкретного преподавателя возможны любые сочетания описанных выше вариантов. Одним из перспективных путей нам представляется подготовка микропортала, который затем размещается на учебной платформе для проведения необходимых подготовительных видов работы, а также взаимодействия на уровне обучающийся-обучающий, а затем публикация конечного продукта на вебсайте.

Литература:

  1. Полат Е.С. Интернет на уроках английского языка. ИЯШ 2001, № 3
  2. British Journal of Educational Technology. — Vol. 29. — No. 3. — July 1998
  3. A. Fitzpatrick, A. Lund, B. Moro, B. Rueschoff, D.D. Ali-Lawson, E. Flamini, F.Mittendorfer, I. Smoliannikova, O. Talberg. Information and Communication Technologies in Vocationally Oriented Language Learning. http://www.ecml.at/projects/voll/