Рейтинг@Mail.ru

НОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК ЭЛЕКТРОННЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО АСТРОНОМИИ И ФИЗИКЕ

Гомулина Наталия Николаевна

Окружной методический центр Западного округа (ОМЦ ЗО), г. Москва

Рассказывается о новых дидактических и технических возможностях электронных курсов по астрономии и физике.

задать вопрос автору

Электронные средства учебного назначения (ЭСУН) или библиотеки электронных наглядных пособий по физике и астрономии были созданы по проекту «Оснащение электронными средствами учебного назначения учреждений общего и профессионального образования» федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 годы)».

В чем же особенности мультимедийных дисков библиотеки электронных наглядных пособий по физике и астрономии? И чем они отличаются от обычных мультимедийных курсов по физике и астрономии, например, от «1С: РЕПЕТИТОР ФИЗИКА» («1С») или «Открытая Астрономия» («ФИЗИКОН»)? Широко известные всем мультимедийные курсы по физике и астрономии обычно содержат три компонента – теоретическую часть, полностью повторяющую курс физики или астрономии, практическую часть (задачи, интерактивные модели) и тренирующе-тестирующий блок. Мультимедийные курсы отличаются от обычных печатных учебников тем, что содержат гипертекст по всему курсу физики или астрономии, при котором текстовый материал, интерактивные модели, простейшие анимации, рисунки и звуки образуют с помощью перекрестных ссылок взаимосвязанную систему. Кроме этого, в данных мультимедийных курсах тренирующе-тестирующие блоки интегрированы с базой задач (в том числе имеющих подробные решения), а поисковые блоки, содержат предметный и именной указатели, глоссарий.

Мультимедиа библиотеки электронных наглядных пособий по физике (компании «КиМ»), (фирмы «1 С», издательского дома «Дрофа», НПКЦ «Формоза-Альтаир» и РЦИ Пермского ГТУ) и астрономии («ФИЗИКОН») это электронные издания, включающие:

База данных мультимедиа библиотеки по астрономии («ФИЗИКОН») состоит из мультимедиа объектов, готовых презентаций (в формате XML). После самостоятельного создания в редакторе, презентация будет записана либо в базу данных, либо на локальный диск. Возможность записи на локальный диск предоставляется только учителю и предназначена для свободного копирования редактируемого формата презентации (формат XML). Для того, чтобы была возможность скопировать презентацию в произвольную директорию (в нередактируемом формате HTML), ее конвертируют из формата XML в HTML. Плеер презентаций построен на основе программы Internet Explorer, встроенной в отдельную оболочку для более удобной работы. На локальном диске компьютера находятся готовые презентации (в формате XML), временные файлы презентаций и опубликованные презентации (в формате HTML).

Развитие современных программно-педагогических средств идет по пути улучшения методического сопровождения. Для удобства учителя созданы 35 презентаций, которые по структуре повторяют строение учебника Левитана Е. П. «Астрономия». Данные презентации учитель может использовать как полностью, так и добавляя (изменяя) иллюстрации, фотографии, вписывая собственный текст.

Поскольку каждый научно-методический комплект состоит из планирования, методических рекомендаций и задачника (сборника тестов) для контроля знаний, умений и навыков, то данный мультимедийный диск, кроме рекомендаций по поурочному распределению материала, дополнен карточками индивидуальных заданий по астрономии с тематическими контрольными работами, примерами различных способов и целей использования:

Таким образом, это – принципиально новые программно-педагогические продукты. В отличие от обычных мультимедийных курсов библиотеки электронных наглядных пособий не содержат готового гипертекста. Поскольку кадры с мультимедиа компонентами, самостоятельно конструируемые в редакторе, будут соответствовать набору мультимедиа объектов из базы данных, предполагается, что учитель физики будет самостоятельно так конструировать урок, что презентации будут включать в себя минимум текста и максимум графических и анимационных изображений, а также видеофрагменты, интерактивные модели. Основная задача библиотек электронных наглядных пособий – быстро найти нужные мультимедиа объекты из базы данных, собрать их в редакторе и воспроизвести на уроке в плеере.

К возникновению современных программно-педагогических средств – мультимедиа библиотек привело развитие технических возможностей компьютеров.

Новые дидактические возможности:

  1. Интегрируемость с другими мультимедиа библиотеками, например, с химией, биологией.
  2. Системность и структурно-функциональная связность представления мультимедиа объектов в рамках программного материала.
  3. Максимальное обеспечение возможностей компьютерной визуализации программного материала и интерактивности обучения.
  4. Различные способы и цели использования мультимедиа библиотек, методическая поддержка учебного процесса.

Новые технические возможности современных мультимедиа библиотек наглядных пособий:

  1. Взаимозаменяемость между мультимедиа библиотеками различных производителей. Возможность использования любого плеера. Возможность использования любого конструктора.
  2. Взаимодополняемость объектов. Объект из любой библиотеки можно добавить в базу данных другой библиотеки.
  3. Дополняемость базы данных: самостоятельная и авторами (разработчиками) мультимедиа библиотек, используя возможности Интернет.
  4. Масшабируемость объектов.

Эти технические возможности добавления в базу данных мультимедиа объектов и взаимозаменяемости связаны с тем, с целью унификации информационные объекты мультимедиа библиотек исполняются в форматах из определенного перечня, например, объекты векторной графики и анимация: *.swf, *.dcr.

 Особенности структуры и возможности реализации наполнения плееров есть у всех вышеуказанных мультимедиа библиотек по физике и астрономии. Авторами и разработчиками предложены замечательные модели, анимации, изумительные рисунки, которые, безусловно, помогут учителю физики в конструировании современного урока.

Теперь большой методической задачей будет обучение учителей физики: