Рейтинг@Mail.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ ПРОЕКТОВ «ПОКОЛЕНИЕ.RU» И «ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО» В СИСТЕМЕ МОСКОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рябов Виктор Васильевич, Новикова Зинаида Николаевна,

Московский городской педагогический университет

задать вопрос автору

Решая задачи по реорганизации системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, поставленные третьей городской целевой программой «Модернизация московского образования (Столичное образование — 3)», Московский городской педагогический университет (МГПУ) с 2001 года совместно с Московским центром интернет образования реализует в системе столичного образования проект Федерации Интернет Образования (ФИО) «Поколение.ru».

Подводя итоги проведенной работы, в первую очередь хочется поблагодарить Федерацию Интернет Образования за предоставленную московским учителям возможность повышения квалификации в области компьютерных технологий, что, в конечном счете, способствует повышению качества обучения в школе.

За прошедшее время в стенах МГПУ получили знания компьютерных технологий и умения применения их в своих предметных областях более 400 учителей, методистов и управленцев школ и колледжей Москвы, а также преподаватели педагогических ВУЗов.

Большая часть групп занималась в вечернее время, после основной работы в своих образовательных учреждениях. Для возможности закрепления полученных знаний занятия проводились через день. В целом, вся программа занятий осваивалась группой в течение месяца.

Анализ заполняемых при начале обучения анкет и выпускных работ слушателей позволил сделать следующие выводы:

Все выпускные работы слушателей размещены на сайте городского информационного ресурсного центра МГПУ (http://circ.mgpu.ru). Вновь обучаемые слушатели внимательно знакомятся с работами своих предшественников, что позволяет избежать наиболее распространенных ошибок при подготовке своих работ. Наиболее заинтересовавшие на сайте работы «скачивают» на диски для демонстрации в школе, поскольку не все московские школы имеют выход в Интернет.

По результатам первого года работы была проведена конференция, на которой выпускники поделились своими наработками использования информационных технологий в преподавании предметных областей и в организации общешкольного информационного пространства.

Положительные результаты проводимой работы несомненны. Школы и колледжи, впервые направляя на обучение по 2 –3 человека, впоследствии присылают заявки на обучение 10-15 своих преподавателей. Так, из УПК №18 обучены более 40 чел., из педагогических колледжей № 5 и № 8 — по 20 чел., из школ и лицеев №15, №156, №1936, №1948, №306— по 15-20 человек.

В то же время, назрела необходимость организации обратной связи с выпускниками, возможности общения их друг с другом. Решением этих вопросов могла бы быть организация клуба выпускников Федерации Интернет Образования из московских образовательных учреждений.

Летом этого года МГПУ в числе 20 педагогических университетов страны стал победителем в конкурсе, проводимом корпорацией Intel, и включился в реализацию программы корпорации «Обучение для будущего».

Поэтому на данный момент правомернее говорить не об опыте реализации, а о перспективах развития программы в системе московского образования. Надеемся, что ко времени проведения конференции ИТО-2003 будет возможность проанализировать и первые результаты обучения студентов университета по программе Intel.

Основное отличие программы «Обучение для будущего» состоит в том, что целью программы является не освоение компьютерных технологий, а изучение проектной технологии обучения, позволяющей учащимся приобретать знания и изучать предметы школьной программы в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. При этом интернет-технологии выступают в качестве обязательного инструмента, применяемого в обучении.

Программа рассчитана на обучение студентов старших курсов педагогических специальностей и хорошо вписывается в учебные планы ВУЗа. Реализация ее позволит сформировать у студентов понимание новой педагогической технологии и применения метода проектов в преподавании школьных дисциплин с использованием новейших информационных технологий, что, в итоге, будет способствовать повышению качества обучения в школе.

Текущими сдерживающими факторами реализации программы на факультетах университета является на сегодня недостаточное количество подготовленных преподавателей – тьютеров и необходимость изменения ранее сформированных расписаний занятий. Надеемся, что указанные причины в ближайшее время будут устранены.

Своевременность подобной программы несомненна. Поэтому остается выразить корпорации Intel благодарность от имени студентов, получивших возможность освоения новых технологий в рамках университетской программы обучения.