Рейтинг@Mail.ru

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Грушевский Сергей Павлович, Седых Светлана Павловна

Кубанский госуниверситет (КубГУ), г. Краснодар

В КубГУ разработана, реализована и проанализирована концепция повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей предметников в сфере информатизации образования. Сформулированы предложения по модернизации и развитию системы после вузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования.

development of the system of raising the level of skills and retraining of educational staff in the field of informatization of education

задать вопрос автору

Современный этап развития общества характеризуется глобальной информатизацией всех сфер общественной жизни, включая систему образования. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики.

Кубанский государственный университет во взаимодействии с краевым департаментом образования и науки проводит на региональном уровне активную работу по решению задачи, определенной федеральной целевой программой "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 — 2005 годы)": повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров и специалистов органов образования в области деятельности, связанной с информатизацией образования.

Творческим коллективом педагогов под руководством профессора, доктора педагогических наук А.И. Архиповой была разработана и реализована концепция повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей предметников в сфере информатизации образования. В её основе подход, при котором образовательная программа не сводится только к повышению компьютерной грамотности, изучению основ информатики, формированию представления о существующих программных средствах обучения, но и способности развить у педагогов готовность применять новые информационные и педагогические технологии в предметном обучении учащихся, выработать умения и навыки самостоятельного проектирования и конструирования тематических банков учебно-методической информации (БУМИ).

Знания и навыки в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) должны использоваться как эффективный инструмент для совершенствования преподавания учебных предметов и курсов, освоения их содержания на основе использования предметного образовательного микро пространства, системного использования новых педагогических технологий, в полной мере использующих возможности современных инфокоммуникаций.

Вместе с тем, анализ результатов выполнения КубГУ работ в 2002 году по развитию системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информатизации образования выявил ряд проблем в этом направлении. Выявленные проблемы можно разрешить путем модернизации системы после вузовской подготовки, повышения квалификации и переподготовки учителей и руководителей образованием. Для этого считаем целесообразным реализацию следующих предложений.

1. Начиная с 2003 года организовывать программы после вузовской переподготовки по многоуровневой модели с использованием "образовательных кредитов", в рамках выполнения Болонского соглашения министров образования БЭС.

Первый уровень. Модернизированные традиционные 72 часовые программы повышения квалификации в области применения информационных технологий с выдачей удостоверения государственного образца использовать для большинства работников образования (педагогов и руководителей).

Второй уровень. Образовательные программы объемом более 100 часов с выдачей свидетельств, реализующих углубленное изучение специальных дисциплин и вопросов интеграции современных инновационных дидактических и информационных технологий для отдельных педагогов и групп педагогов из одной школы, освоивших второй уровень.

Третий уровень. Профессиональная переподготовка с выдачей диплома, предоставляющего право образовательной деятельности в соответствующих областях информатизации образования и применения информационных технологий для педагогов и руководителей, освоивших первый и второй уровни.

2. При разработке и реализации программ предлагается использование схемы "образовательных кредитов". Схема предполагает, что содержание образовательных программ разрабатывается в виде системы учебных модулей. При переходе от уровня к уровню слушатель осваивает тот или иной модуль или его определенную часть, получая, таким образом, определенный набор "кредитов". На каждом уровне предусматривается "пролонгация", в том смысле, что слушателям, пришедшим после первого базового уровня на второй (с объемом более 100 часов и выдачей свидетельств), предлагается дополнение и развитие образовательной программы в виде новых учебных модулей или углубление и расширение "сквозных" модулей, развивающихся на новом этапе.

3. Институт переподготовки и повышения квалификации КубГУ предлагает к реализации, с выдачей диплома о профессиональной переподготовки дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере высшего, среднего и начального профессионального образования, программ профессиональной переподготовки специалистов: "Методист в сфере применения информационных технологий" "Методист организатор информатизации образования", "Информатик-менеджер (в сфере управления образованием)".

Для реализации указанных предложений необходимо функционирование постоянно действующей системы научно-методического, дидактического, технологического и организационного обеспечения образовательной деятельности учителя-предметника, широко использующей, в том числе и дистанционные формы обучения.