Рейтинг@Mail.ru

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ИКТ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Шилова Ольга Николаевна, Носкова Татьяна Николаевна

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

В докладе освещаются подходы к организации системы повышения квалификации преподавателей вузов в области информационных и коммуникационных технологий с выходом на разработку новых стратегий профессиональной деятельности с использованием ИКТ, которые реализованы на основе междисциплинарного, компетентностного, деятельностного, креативного и модульного подходов в педагогике информационных технологий.

“ИТК коренным образом изменили природу отношений между учеником и учителем, а также стиль преподавания и стиль учения”.

Ч. Кларк

задать вопрос автору

В поиске новых подходов к организации системы повышения квалификации преподавателей вузов в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями информационно-образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности специалистов в новом веке. В качественно ином информационном пространстве, более интенсивном, эмоционально насыщенном, динамичном, обеспечивающим широкий доступ к источникам информации, изменяются процессы восприятия и усвоения информации, операционная основа действий, представления о когнитивных стратегиях обучения. В опоре на ИКТ меняются технологии профессиональной деятельности: ставятся новые цели и задачи, преобразуются способы их достижения. В процессе повышения квалификации преподавателей вузов необходимо создавать условия, способствующие их адаптации к быстро изменяющимся условиям жизни и профессиональной деятельности, формированию готовности к непрерывному повышению квалификации в области ИКТ.

Освоение ИКТ преподавателями вузов имеет свою специфику, обусловленную тем, что субъекты имеют достаточный жизненный и профессиональный опыт, обладают четко сформированными целями. Поэтому для них характерна естественная консервативность, возникают трудности в связи с отходом от знакомых, хорошо освоенных технологий и переходом к новым, еще недостаточно известным. Это сопровождается возникновением внутренних психологических барьеров в освоении и использованием новых средств и технологий, особенно связанных с кардинальными изменениями в профессиональной сфере, которые привносят ИКТ. Здесь важен выход на разработку новых стратегий профессиональной деятельности с использованием ИКТ, на новые интеллектуальные средства и технологии.

В педагогике информационных технологий можно выделить три круга проблем: первый связан с системными, методологическими аспектами. Здесь определяются новые цели и стратегии; осмысляется изменение и развитие картины мира, связанное с глобальными информационными процессами и глобальной коммуникацией; организуется удаленное взаимодействие, банки электронной информации; разрабатываются новые интеллектуальные методы и средства профессиональной деятельности – информационные модели и вычислительный эксперимент, банки данных и их анализ, мультимедийность – новый язык, динамичность, визуализация и т.п. Второй круг проблем – психолого-педагогические аспекты. Здесь определяются, разрабатываются и исследуются условия эффективного использования ИКТ в образовательной деятельности, диапазон их возможностей и ограничений, возможные положительные и негативные последствия, связанные с развитием личности и др. Третий круг проблем – проблемы формирования опыта практического использования ИКТ в профессиональной деятельности, которые решаются практически во всех известных курсах.

Актуальной и практически значимой является проблема обоснования и разработки подходов и приемов обучения и самообразования, которые обеспечивали бы возможность непрерывного обновления знаний и опыта в области ИКТ у субъектов образовательного процесса. При этом необходимо внедрение и использование новых перспективных средств представления и передачи знаний – электронных учебников, справочников, пособий, Интернет-ресурсов, дистанционных форм обучения, педагогически ориентированных предметных инструментальных сред. Иными словами чрезвычайно актуальной задачей является создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения, в формировании которой активная роль принадлежит преподавателям вузов. Но все эти средства требуют серьезного методологического, методического и дидактического обоснования, адаптации к конкретной аудитории, учета технических требований и ограничений у слушателей на их рабочих местах и в процессе обучения, а главное, заинтересованности у всех субъектов образовательного процесса в совершенствовании своей деятельности.

Отмеченные концептуальные установки, связанные с реализацией междисциплинарного, компетентностного, деятельностного и креативного подходов в педагогике информационных технологий позволяют сформулировать принципы, которые определяют закономерности ее развития (подробно сами принципы и их содержание будет раскрыто в докладе).

Кроме того, для реализации более гибких подходов к организации процесса повышения квалификации, которые позволили бы учитывать исходный уровень подготовки обучающихся, специфику их профессиональной деятельности перспективным является модульный подход к реализации образовательного процесса.

В основу разработки блоков инвариантных и вариативных модулей для системы повышения квалификации преподавателей могут быть положены два аспекта:

Информационные технологии можно классифицировать по следующим критериям:

Таким образом, функционально-ориентированные технологии составляют инвариантную часть подготовки специалистов в области информационных технологий. Предметно-ориентированные и проблемно-ориентированные технологии – вариативная часть подготовки.