Рейтинг@Mail.ru

КОМПЬЮТЕРНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Чемоданова Татьяна Викторовна

Снежинская государственная физико-техническая академия (СГФТА), Министерства Российской Федерации по атомной энергии

Опыт и взгляд педагога на обучение студентов технического вуза основам конструкторской деятельности и воспитание профессионально важных качеств инженера с позиций современных образовательных концепций и квалификационных требований к будущему специалисту.

задать вопрос автору

Уровень профессиональной квалификации современного выпускника технического вуза характеризуется, прежде всего, его способностью творчески решать задачи создания новой техники, разработки высоких технологий, оптимальной организации производства в условиях глобальной информатизации и развивающейся рыночной экономики. Конструкторская деятельность является одной из самых творческих сфер деятельности человека. В советское время главным направлением в работе по развитию технического творчества учащихся оправданно было выбрано вовлечение их в конструкторскую деятельность. В последнее десятилетие изменились профессиональные и ценностные ориентиры в обществе; трансформировались личностные качества молодого поколения. В СГФТА мы стараемся решать комплексную проблему обучения студентов младших курсов основам конструирования и формирования у них профессионально важных качеств будущего специалиста, используя универсальность систем автоматизированного проектирования (САПР), применяемых в образовательном процессе вуза и атомной отрасли. Мы используем САПР и как объект изучения, и как эффективное средство конструирования, и как интересное педагогическое средство, поскольку «автоматизация проектирования входит неотъемлемой составной частью в приоритетные направления научно–технического прогресса – электронизацию и комплексную автоматизацию машиностроительного и приборостроительного производства. От успехов в создании и развитии САПР во многом зависят возможности и сроки разработки образцов новой техники, внедрение интегрированных автоматизированных производств, рост производительности труда инженерно–технических работников» [1]. Назрела потребность в создании новых эффективных технологий вузовского обучения основам конструирования с профессиональным использованием САПР с выходом на конкретные решения. Иначе студенты не приучаются глубоко анализировать материал, а стремятся лишь механически запомнить инфор­мацию и способы ее применения на практике. Мы занимаемся разработкой вопросов о мотивации изучения конструкторско-графических дисциплин на базе интеллектуальных САПР и психологической основе интенсификации познавательной и учебно-профессиональной деятельности студентов, овладевающих интеллектуальными компьютерными инженерными системами автоматизированного проектирования, обеспечиваемой виртуально и реально реализуемой технической идеей, вызывающей эмоциональный подъем и длительную работоспособность. Студенты СГФТА могут на качественно высоком уровне выполнять заказы наукоемкого производства по 2-х и 3-мерному моделированию средствами САПР. Это подтверждено на деле. С педагогической точки зрения, существенное значение имеют подходы к формам организации и методам аудиторной работы студентов с преподавателем и самостоятельной работы студентов. Работы, связанные с обучением студентов основам конструирования, должны быть в значительной мере самостоятельными и всегда коллективными при личной ответственности каждого студента за порученную ему часть общего дела. Совместная работа не только помогает легче усваивать необходимый материал, она является необходимым условием последующей инженерной практики, формирует такие качества, как профессиональная честь, обязательность, коммуникабельность, способность переживать за общее дело, организованность. В процессе самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов, подкрепляемой интересом к компьютерным системам автоматизированного проектирования, закладываются основы для творческого и культурного саморазвития будущих специалистов.

Литература:

  1. Корячко В.П., Курейчик В.М., Норенков И.П. Теоретические основы САПР: Учебник для вузов – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 400 с.