Рейтинг@Mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ермолаев Леонид Алексеевич

Сочинский Центр Развития Образования

Автором предлагается информационная модель общего образования, перспективная модель информационной школы на основе intranet/Internet, версия универсализации технологий информационного управления общим образованием России, проектная идея разработки системы функциональных официальных сайтов учреждений образования федерального, регионального, муниципального, школьного уровней на основе концептуальных шаблонов, созданных в логике вертикальных и горизонтальных их связей.

задать вопрос автору

Названные в аннотации аспекты организации единой информационной образовательной среды есть суть инновационного опыта реализации муниципальной целевой программы «Информатизация общего образования города Сочи на 2000 —2005 г. г.», разработанной автором при участии коллег. Програм­ма прошла профессиональную экспертизу в Управлении информати­за­ции и образовательных технологий Министерства Образования Российской Федерации и получила положительную оценку как «базовая модель развития образования региона» (письмо Минобразования РФ от 28.07.2000 г. № 43 — 58 — 031/03 — 04). Далее излагается система авторских ключевых позиций, реализуемых в процессе поэтапной информатизации сочинского образования.

В сочинском регионе созданы аппаратно — программные, кадровые условия для проведения модер­низации образовательного процесса в инновационном режиме на ос­нове гармоничной интеграции тра­диционных и новых информационных, ком­муникационных технологий. В рамках Федеральной программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2000—2005 г.г.)» 100% го­родских школ г. Сочи обеспечены 1—2 компьютерными классами с локальной сетью, мультимедиа проекторами. И сельские, и городские школы обеспе­чены выходом в интернет, медиатекой электронных учебных изданий. Один компьютер приходится на 38 сочинских школьников. Автором разработаны и реализуются на курсах ПК работников образования программно —методи­ческие комплексы по проблемам орга­низации единой информационной среды современной школы с включе­нием модулей «Информационное управ­ление современной школой», «АИС «Директор школы», «Информационная организация учебно-воспитательного процесса», «Технологии информацион­ной и коммуникационной педагогики», «Электронный документооборот», «Конструирование электронных уроков», «Медиацентр электронных техноло­гий», АИС «Школьная библиотека», «Создание сайта школы на основе кон­цептуального шаблона», «Модели и техно­логия трансформации традицион­ной школы в информационную», «Органи­зация сетевых молодежных объе­динений по интересам» и другие.

Стратегической основой информатизации является информационная модель общего образования, включающая две подсистемы: первая подсистема — информационная модель управления обра­зованием и процессами его развития; вторая подсистема — информационная модель организации учебно-воспитательного процесса. Данная информационная модель образовательной сферы отвечает требованиям интегративности: ее составляющие подсистемы взаимосвязаны, информативно самодостаточны и полны, что позволяет формировать отчеты по любым запросам абонентов информационной системы любого уровня, в том числе — абонентов intranet «Общее образование города Сочи».

В проекте перспективной программно-техниче­ской организации единого информационного пространства общего образования г. Сочи, конкретной школы использован системно — техниче­ский метод — модульный. Он удобен тем, что учитывает многообразие образо­вательных учреждений, их структуру, ориентирует руководителей школ в про­цессах поэтапной модернизации образовательного процесса на основе интеграции новых информационных и традиционных технологий. Ниже приведены примеры модулей. Модуль М1: «АИС Директор школы» формируется как основа локальной сети школы. Модуль М2: «Начальная школа (начальные классы)» снабжается компьюте­ром, мультимедиа проектором, программно — методическим сопровождением образовательного процесса. Модуль М3: «5 — 9 классы» минимально должен иметь обеспечение модуля М2 + выход в интернет. Возможно и наличие 1—2 классов ЭВТ по модулю М5 (класс открытого доступа в интернет) для школьной медиатеки и препо­давания информатики. Модуль М5: «10 —11 классы» — классы открытого доступа в INTERNET для обу­чения информатики. Модули М8: «АИС «Библиотека» и М9: «Медиацентр электронных технологий» могут быть объединены при соответствующей квалификации их штата. Модуль М10: «Локальная сеть школы» — основной элемент интрасети «Общее образование го­рода Сочи». Предлагается всего 14 модулей и блоки до­оснащения. В соответствие с данной технологией коллективы школ города Сочи разрабатывают модели и планы информатизации своих учреждений.

«Школа как ресурсный центр информационных технологий», «Организация сети ресурсных центров информационных технологий как опорных точек информатизации общего об­разования города Сочи» — эти проектные идеи автора реализуются в 12 образовательных учреждениях. Модель ресурсного центра информационных технологий образования это есть мо­дель трансформации традиционной школы в информационную на основе гармо­ничной интеграции технологий традиционной и новой информационной, коммуника­ционной педагогики. При отделе информационных технологий работает координационный совет РЦ ИТО.

 В рамках сочинского педагогического фестиваля «Образование –2002» автор инициировал ана­лиз модели «Информационная школа: Сочинский вариант» на свое­образном консилиуме ученых, разработчиков программных продуктов и педа­гогов-практиков. В дискуссии «Единая информационная среда со­временной школы» приняли участие руководители и специалисты Главного информационно вычислительного центра Минобразования РФ, НПО «Хронобус», библиотечной системы «MARC», «АВЕРС», фирмы «Кирилл и Мефо­дий», ученые сочинских ВУЗов и других городов России, представители фирм, разрабатывающие электронные учебные издания. На 12 мастер — классах гости фестиваля продемонстрированы программные продукты, позволяющие перейти от информатизации образования к информационному управлению его развитием, информационной организации образовательного процесса. Директора школ — ресурсных центров ИТО — защищали проекты информационных школ. Сочинские педагоги межпредметного творческого объединения «Электронный урок» представили авторские технологии информационной педагогики. В этих мероприятиях приняло участие 708 педагогов, ученых. Получила положительную оценку модель «Информационная школа: Сочинский вариант» на основе автоматизированной информационно — аналитической системы «Директор школы» фирмы «Аверс». Проведена ее апробация в течение 2 лет в школах города Сочи. ГИВЦ МОРФа и фирма «Аверс» по инициативе автора пришли к мнению о создании версии АИС «Директор школы», позволяющей формировать отчеты по всем направлениям деятельности образовательных учреждений на разных уровнях, в том числе — федеральном. В новой версии АИС «Директор школы» имеет подсистемы «Школьная библиотека», «Электронное расписание». «Бухгалтерия» и версии АИС «Детский сад», АИС «Кол­ледж».

Предлагается версия универсализации технологий информацион­ного управления общим образованием, информационной организации учебно-воспитательного процесса в системе общего образования на основе разработки:

Литература:

  1. ФЦП «Развитие единой информационной образовательной среды (2000—2005 г.г.)»;
  2. МЦП «Информатизация общего образования города Сочи на 2000 —2005 г. г.», ж. «Вопросы интернет образования», № 1, http://vio.fio.ru;
  3. Ст. «Интернет — фестиваль молодых читателей России «Сочи — МОСТ — 200… или как создать молодежное объединение по интересам», ж. «Вопросы интернет образования», № 14, http://vio.fio.ru/vio_14/cd_site/Articles/art_1_14.htm.