Рейтинг@Mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Андреев Александр Александрович

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В докладе сформировано и обсуждается понятие современной информационно–образовательной среды (ИОС). Показывается, что для обучения в ИОС необходима новая электронная педагогика, предметом которой является педагогическая система, составляющая ядро ИОС. Показано, что элементами педагогической системы, как и традиционной, являются обучающий, обучающийся, цели, содержание, а также специфические средства, методы и формы обучения.

В настоящее время в научно-педагогической и административно — чиновничьей среде часто используется понятие «информационно-образовательная среда». Вообще говоря, информационно–образовательные среды (ИОС) были и до Я. А. Каменского, тогда как сейчас чрезмерно часто используют термин «среда», иногда замахиваясь даже на «пространство». Действительно, почему «среда», а не «система»? Думается, экспансия этого понятия идет не от ученых-педагогов, а, скорее всего, от чиновников в образовании, которым некогда задумываться над чистотой научных дефиниций.

Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это совокупность (скорее система), различных подсистем, обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса. Автором предлагается для обсуждения следующая формализованная трактовка этого понятия. Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.

Действительно, в некотором идеальном случае, чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления. Исследования, проведенные в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ, показали, что учебный процесс, протекающий по классической схеме очного образования и процесс, проходящий, например, при Интернет — обучении описываются одной теоретической моделью. Так и должно быть и, в этом и состоит сила науки, что разные процессы можно описать одной теоретической моделью. Большинство педагогов-практиков относится к теории, как к досадной необходимости. Это неправомерно, и мы можем сделать попытку показать на примере того, как теоретическая модель описывает педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде происходит процесс. Так вот, будь то школа парапатетиков во времена Платона (378 д.н.э.), когда знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду, или в аудиториях современного университета, и, наконец, в виртуальном университете — педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, название которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а именно: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат.

Мы получили, таким образом, модель, пригодную для анализа педагогических процессов, как говорится, «во все времена». Тогда можно предложить следующий подход при попытке сформулировать наше видение понятие ИОС. Вот один из возможных подходов. Информационно – образовательная среда (ИОС) — это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово — экономическая, материально — техническая, нормативно – правовая и маркетинговая, менеджмента. Как видно, теоретическое ядро всей среды ИОС составляет ПС, а наука, которая будет исследовать педагогические процессы в этом новообразовании можно условно назвать «Электронной педагогикой».

В предыдущем разделе мы определили понятие современной информационно-образовательной среды (ИОС). Имеющийся положительный и отрицательный опыт обучения, теоретические проработки показывают, что для эффективной подготовки и реализации образовательных процессов в информационно-образовательных средах (ИОС) необходима новая педагогика, которую можно условно назвать электронная педагогика «Э-педагогика». Это название может, конечно, покоробить ортодоксальных педагогов, но существуют же такие дисциплины, как «Электронная коммерция», «Электронная экономика», а также такой амбициозный проект как «Электронная Россия». Новой отрасли педагогической науки по праву, можно выделить определенное место среди других педагогических наук.

Каждая наука, в том числе и педагогика, имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Как известно, Предметом традиционной педагогики является педагогическая система (ПС) [1]. Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Логично считать, что предметом Э-педагогики, как и традиционной, является тоже педагогическая система. Структура любой педагогической системы (античной, средневековой, буржуазной, социалистической, современной) можно представить следующей взаимосвязанной совокупностью семи инвариантных элементов. Каноническая педагогическая система в которой протекает традиционный образовательный процесс, как известно, состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления. Структуру педагогической системы открытого образования можно рассматривать как логическое продолжение и развитие канонической семиэлементной системы, изменяется лишь содержание элементов. В докладе рассматривается сущность элементов ПС.

Формирование совокупности, (а в идеале системы) проблем – это важный шаг в развитии новой электронной педагогики. Эти проблемы в своей основе схожи проблемам традиционной педагогики, но имеют свои особенности и акценты. Поэтому рассмотрим психолого – педагогические проблемы Э-педагогики, акцентируя внимание на Интернет – обучении. Эти проблемы надо решать в комплексе, вместе, — в противном случае мы будем латать дыры в уже, худо – бедно, созданной информационно-образовательной среде (системе) или, если создавать все заново, то вообще ничего хорошего не получится.

Перечислим эти проблемы по порядку, но не по важности.

  1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах, и как ее составной части отсутствие понятийно – категориального аппарата.
  2. Проблема оптимального состава учебно – методических комплексов (УМК) для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах (ИОС) и размещения его дидактических элементов на различных носителях (бумажных, сетевых, CD и т.д.) и методик обучения.
  3. Проблемы оптимизация психолого – эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
  4. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к включению в современную ИОС.
  5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
  6. Валеологические проблемы.

В докладе обсуждаются содержание перечисленных проблем, подробное описание которых опубликовано автором [2].

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии – М.: Педагогика, 1989.
  2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (Новое издание) – М.: МЭСИ,2002.