Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Кривовяз Семен Яковлевич, Воскресенский Александр Леонидович

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №101 I и II видов для глухих, позднооглохших и слабослышащих детей (Интернат № 101), г.Москва

Обсуждаются вопросы эффективного использования информационных технологий при обучении детей с нарушением слуха.

задать вопрос автору

“Реализация личностно-ориентированного учебного процесса в условиях коррекционно-развивающего обучения” — так формулировалась проблема образовательной программы УВК № 1838 для глухих детей, преемником которого является школа-интернат № 101. В основу этой программы были положены принципы дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целях развития учащихся и обеспечения оптимального уровня образования глухим школьникам разных категорий (с нормальным и нарушенным интеллектом, с задержкой психического развития) в соответствии с их возможностями и условиями специального коррекционного учреждения.

Результаты работы по указанной образовательной программе позволили расширить рамки работы: задачей школы-интерната № 101 является предоставление своим учащимся общего среднего образования, а не только основного, уровнем которого заканчивалось обучение детей в УВК № 1838.

При этом расширяется контингент учащихся: в школе-интернате будут учиться не только дети, глухие от рождения, но и позднооглохшие, а также слабослышащие.

Это расширяет вариативность личных траекторий развития учащихся, и для обеспечения возможности реализации их образовательных потребностей с учетом особенностей психофизического развития существенную помощь могут оказать информационные технологии.

В настоящее время основной задачей развития информационной поддержки процесса обучения мы считаем обеспечение возможностей для самостоятельного (с помощью педагога при необходимости) использования учащимися мультимедийных учебных пособий и ресурсов сети Интернет для самопроверки и закрепления знаний, полученных на уроках. Это не только помогает учащимся легче усваивать вызывающие затруднения элементы учебной программы, но и дает навыки, необходимые для успешной адаптации в окружающем мире.

Для этого в компьютерном классе устанавливаются различные учебные комплексы (в настоящее время это “1С:Репетитор — Физика”, “География — Материки, Моря, Океаны”, “Алгебра — 7-11 класс”, “Планиметрия”), к которым обеспечивается свободный доступ в послеурочное время. Наличие у этих программных комплексов средств тестирования и контроля уровня знаний позволяет учащимся выявить слабые места в своей подготовке и сосредоточить внимание на углубленной проработке этих тем. Использование учащимися мультимедийных учебных пособий при внеурочной самоподготовке имеет те положительные черты, что в этом случае каждый из них самостоятельно определяет наилучшую для себя скорость работы с материалом и нужные разделы, независимо от своих одноклассников. На уроках же педагоги могут работать со всем классом по отработанным и доказавшим свою эффективность методикам.

Для доступа к сетевым образовательным ресурсам школа бесплатно подключена к сети Интернет по выделенному радиоканалу (проект “БАРС” НИЦ “Курчатовский институт” и Северо-Западного учебного округа г. Москвы). Это обеспечивает возможность параллельной независимой работы с нескольких рабочих мест без ограничения времени и объема принимаемой информации.

В рамках учебной программы школа стремится обеспечить своим учащимся наилучшие условия реабилитации и социальной адаптации. С этой целью существенное внимание уделяется развитию художественных способностей учащихся. В дополнение к ведущимся в течении ряда лет урокам по предмету “Графический редактор”, в настоящее время в школе идут экспериментальные занятия во вновь созданной школьной мини-типографии, оснащенной современным оборудованием. Целью этого эксперимента является разработка программ обучения и предоставление учащимся начальной профессиональной подготовки по книжному дизайну и макетированию, а также навыкам работы с офисным полиграфическим оборудованием.

Кроме общеобразовательных предметов, характерных для образовательной школы и вводимых в школы глухих для реализации задач цензового образования, при обучении глухих детей выделяются специальные учебные курсы. Они способствуют овладению материалом фундаментальных курсов и носят коррекционно-развивающий характер. Так, для овладения коммуникативной культурой, кроме русского языка в обучение глухих вводятся: предметно-практическое обучение, развитие речи, развитие и использование остаточного слуха, формирование произношения и др. Здесь также используются программные средства (например, “Мир за твоим окном”, “Видимая речь”).

Достижение высокого качества образования и воспитания в сочетании с высоким уровнем коррекции недостатков в развитии каждого ребенка — важное условие для наиболее полной социальной адаптации молодежи с нарушениями слуха к реальностям современного мира.