Рейтинг@Mail.ru

МАССОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР — РАЗРАБОТКА И ПОСТАВКА.

Живайкин Андрей Леонидович

Директор по новым проектам, ООО «ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР», г.Москва

В докладе представлена информация о подготовке ООО "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" к участию в информатизации сельских школ по Президентской программе "Дети России". В ходе подготовки фирма в сотрудничестве с научными и проектными организациями реализовала комплексное решение сложной задачи создания продукта, который поможет знакомству учащихся и учителей в отдаленных сельских регионах с современным компьютером. Также излагаются проблемы и возможные решения в аналогичных проектах информатизации образовательных учреждений.

задать вопрос автору

В этом году компания "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" приняла участие в проекте информатизации сельских школ в рамках программы "Дети России".

Масштаб акции беспрецедентный для нашей страны. Также не имеют аналога масштабы подготовительной работы по проведению конкурса на поставку компьютерного оборудования и реализации самого конкурса. О том, как готовился и проводился этот конкурс лучше расскажут те, кто его проводил. Мы же хотим рассказать о тех шагах, которые нами предпринимались для достижения лучших результатов в конкурсе, и для его реализации — собственно поставки оборудования.

Еще до опубликования условий конкурсных торгов, "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" поставил перед собой задачу изучить специфику компьютерного обеспечения образовательных учреждений и школ в частности. Были изучены представлявшиеся на предыдущих конференциях ИТО разработки, сравнивались предложения других компьютерных фирм для учебных классов. Определялся спектр программного обеспечения для школ, с целью выбора оптимальной конфигурации ПК.

По итогам предварительного изучения вопроса нами был сделан вывод, что для подготовки полноценного, законченного предложения по комплектации компьютерного рабочего места в школе, необходима значительная работа специалистов не только в области собственно компьютеров, но и тех, кто поможет учесть вопросы детской физиологии, психологии и т.п.

К моменту объявления конкурса на поставку компьютеров "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" организовал сотрудничество со специалистами Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького и группой разработчиков в области промышленного дизайна. Опыт первых в области изучения мультимедийных технологий в детском творчестве позволил определить направление разработки методических материалов, компетентность вторых – решить вопросы эргономики и графической реализации материалов. Что же было конкретно сделано?

  1. Определились минимальные и оптимальные требования к конфигурации компьютера.
  2. Подготовлены предложения по созданию эргономических компьютерных мест для детей любого возраста. Такое место включает в себя стол и стул с обязательными регулировками высот и углов наклона как монитора, так и клавиатуры, и сидений, что позволяет на одном и том же компьютере работать без вреда для здоровья детям в возрасте от 7 до 17 лет, поскольку антропометрические параметры рабочего места могут быть изменены за считанные секунды.
  3. Разработана методика написания руководства пользователя компьютером. Особенность такого руководства для проекта информатизации сельских школ состоит в учете ряда особенностей: во-первых, очень вероятна ситуация, что полученный школой компьютер будет первым в данном селении (мультимедийный и со столь современной операционной системой), а это значит, что первым пользователям будет просто некуда обратиться за советом – это принципиальное отличие от городских школ. Во-вторых, невозможно использование многочисленных опубликованных пособий «для чайников», т.к. они чаще всего предусматривают постепенное, не ограниченное во времени знакомство с компьютером. Наши же специалисты указали на желательность освоения азов работы с компьютером (а для тех, кто видит компьютер в первый раз, даже управление курсором с помощью «мыши» — непривычное действие) в очень сжатый период времени, иначе возможно либо отчуждение и потеря интереса, либо возникновение опасливого отношения к устройству.

После публикации условий конкурса обнаружились некоторые расхождения между представленными техническими требованиями и нашими представлениями о современном массовом школьном компьютере. Об этих расхождениях будет сказано ниже, сейчас же изложим то, что удалось практически реализовать при реализации проекта – поставке в Южный и Уральский регионы более 14 тысяч персональных компьютеров для учителей и учеников (под маркой «Мастер» и «Пилот» соответственно).

В дополнение к стандартной комплектации каждый компьютер поставлялся со специальным буклетом – инструкцией по распаковке, в которой при помощи фотоиллюстраций подробно излагается порядок установки и соединения всех компонентов рабочего места (включая подсоединение колонок, наушников, мирофона, модема и сетевого концентратора). Такая инструкция позволит произвести первое включение компьютера совершенно незнакомому с ним пользователю.

К каждому компьютеру прикладывалось написанное группой специалистов (включая школьных психологов и графиков) руководство «Мой первый компьютер». Особенность данного руководства в том, что несмотря на его компактность (64 стр.), практически любой человек (в т.ч. ученик, т.к. предполагались случаи, когда ученики старших классов проявят большую готовность в освоении новой техники, чем учителя) сможет не только начать работу на компьютере, но и организовать небольшую локальную сеть.

Многие школы в рамках проекта получат возможность подключиться к всемирной сети – Интернету (о том, как это сделать, также говорится в руководстве). Для облегчения первых шагов в Интернете "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" подготовил специальный школьный раздел своего сайта, в котором предусмотрены странички для учеников и учителей (учитывая их весьма различающиеся интересы), а также представлена масса полезной информации для освоения Интернет-пространства.

В конце очень кратко о том, что должно, по нашему мнению, найти отражение в дальнейших шагах реализации программы информатизации образования.

Конечно, очень важным является вопрос здоровья детей. Все-таки было бы неправильно отрывать его реализацию от программы в целом.

Нам кажется важным вопрос энергосбережения. По нашему мнению, нужно ограничивать не минимальную мощность, а максимальную. Особенно этот фактор будет иметь значение при создании целых компьютерных классов – экономия мощности в 1 кВт будет заметна в бюджете школы.

Имеет смысл готовить спецификацию для таких проектов с чуть большей перспективой, например, предлагать установку DVD-устройств вместо CD. Иначе при подготовке конкурса на создание учебных мультимедиа-пособий придется ставить искусственные ограничения на использование новых технологий. А экономию можно было бы получить, допустив использование комплектующих с максимальной интеграцией (в прошедшем конкурсе это было исключено). Это, кстати, значительно повысило бы надежность и устойчивость компьютеров.

Эти, и ряд других решений, "ГЕЛИОС КОМПЬЮТЕР" вместе с партнерами планирует реализовать в дальнейших проектах, связанных с информатизацией образования в Российской Федерации.