Рейтинг@Mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМИ СИТУАЦИЯМИ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ

Петров Александр Васильевич, Ребро Вадим Владимирович

Институт педагогической информатики Волгоградского государственного педагогического университета (ИПИиИТО ВГПУ), г.Волгоград

Рассмотрены дидактические основы конструирования учебных ситуаций при изучении школьниками естественнонаучных дисциплин и механизмы управления деятельностью субъектов образовательного процесса в дидактической компьютерной среде.

задать вопрос автору

Учитель может выполнить свои функции в образовательной системе только при условии, что он подготовлен к созданию учебных ситуаций: способен реализовать их развивающий потенциал, оригинально и интересно ставить учебные задачи, создавать условия активной творческой деятельности, быстро ориентироваться в создающихся в ходе ситуации проблемах, предвидеть последствия, управлять деятельностью учеников в дидактической компьютерной среде, не подавляя инициативу и стимулируя их творчество. Обучение с использованием компьютерных технологий структурируется по макромодулям – завершенным целостным циклам познания и деятельности, согласованным по целям, содержанию, методам и средствам, что позволяет минимизировать психофизиологические нагрузки и оптимизировать условия обучения и личностного развития. Каждый модуль рассматривается в свою очередь как система учебных ситуаций, имеющая взаимосвязанные компоненты:

Учебные ситуации конструируются так, чтобы их причинно-следственные, функциональные связи создавали единую целостную систему, имеющую мотивационные, содержательные и операционально-технологические компоненты. Обучение строится так, чтобы учащиеся на конкретных примерах могли убедиться, что использование компьютерных методов не освобождает их от учебного труда, но делает его продуктивным, эффективным и, главное, интересным. Механизмы управления учебными ситуациями проектируются в соответствии с общим концептуальным подходом к организации деятельности субъектов образовательного процесса в дидактической компьютерной среде. Автономная деятельность учеников с компьютерными программами сочетается с коллективной деятельностью: работой над проектами, с последующей презентацией и обсуждением результатов творческой деятельности. Успешность достижения дидактических целей проверяется в каждом модуле выходными тестами – проверкой соответствия результатов образовательного процесса требованиям государственного стандарта и уровню необходимой готовности к освоению учебной информации и способов действий в последующих модулях.

С целью подготовки будущих учителей к конструированию и реализации учебных ситуаций в компьютерной среде Институтом педагогической информатики разработана «Единая междисциплинарная программа подготовки студентов физического факультета к использованию компьютерных технологий», согласованы программы изучения курса «Информатика и информационные технологии», «Теория и методика преподавания информатики». Это позволило создать единую согласованную систему, координирующую деятельность нескольких структурных подразделений университета, направленную на использования развивающих методов и освоение технологий обучения в компьютерной среде.