Рейтинг@Mail.ru

ИНТЕРНЕТ—ИГРЫ ИЛИ ВО ЧТО ИГРАЮТ ДЕТИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Федоров Леонид Николаевич, Кляйн Яна Станиславовна, Жильцова Валентина Ивановна, Уткин Дмитрий Иванович

Информационно—методический центр (ИМЦ) управления образования администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, Управление образования г.Екатеринбурга, СУНЦ УрГУ г.Екатеринбург

задать вопрос автору

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Вопрос формирования познавательной деятельности учащихся был и остается одним из основных вопросов образования. Именно система образования готовит сегодняшних школьников к жизни в условиях нового информационного общества, обеспечивает получение необходимых знаний и формирование соответствующего менталитета. Поэтому проблема развития познавательной активности учащихся требует поиска новых решений в теории и практике современной педагогики, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения, направленных на реализацию принципа активности учащихся в образовательном процессе. Эта проблема имеет важное значение в современных условиях информатизации общества.

В 2001 года Управление образования администрации Екатеринбурга совместно с Американской некоммерческой организацией Прожект Хармони Инк., ИМЦ Ленинского района, Екатеринбургским Домом учителя, Центром образования № 205, СУНЦ УрГУ проводят Интернет—игры 2001 года.

Главная цель образовательных Интернет—игр – формирование умения эффективной и грамотной работы в сети Интернет, развитие способности к индивидуальной ориентации и самоопределению в информационном пространстве.

В играх могут принимать участие команды учащихся старших классов, состоящие из 3—5 человек. Команды выполняют различного рода задания, используя Интернет для связи друг с другом и с жюри, а также как огромный информационный ресурс. Большинство заданий участники получают во время игры, поэтому Интернет—игра содержит элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений, формирует умение сосредотачиваться в любой обстановке.

Большую роль в подготовке мероприятия играет высокая активность учащихся. Коллективная работа при составлении сценария и выполнения «Домашнего задания» – разработку веб—ресурса на заданную тематику, формирует коллектив единомышленников, каждый из которых несет ответственность за успех разных конкурсов игры. Работа над совместным проектом дает возможность участникам создать и сплотить коллектив, что является необходимым условием для достижения успеха в игре.

Особый интерес представляет конкурс «Вопросы—ответы», когда команды испытывают друг друга. Время этого конкурса ограничено, и если участники не имеют точного ответа на вопрос, на выручку всегда приходит смекалка и юмор. Интернет—игра — это не только состязание в знаниях, умениях и навыках работы с компьютерной техникой и в сети Интернет, но состязание в остроумии и находчивости, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций.

Основным содержанием общения ребят становится поиск взаимоотношений. У детей формируется умение слушать мнение другого, делиться своими знаниями, вырабатывать общие позиции. Участники мероприятия должны научиться выдержать тематическую связь с предметом ОИиВТ и соблюсти форму Интернет — игры, перенести имеющиеся знания в новые условия и применить их в комплексе. В процессе подготовки к игре формируется эмоционально—ценностное отношение к предмету.

Непосредственную работу по организации, подготовке и проведению Интернет—игр проводит Организационный комитет, в который входят представители учреждений образования и органов управления образованием, представители городских и университетских библиотек Екатеринбурга. Организационный комитет определяет тематику и программу каждого мероприятия, решает вопросы награждения победителей игр.

Цель программы Интернет—игр 2001 года – создание и апробация возможностей Интернет—технологий для организации творческой деятельности учащихся и педагогов как важнейшего фактора развития и самоопределения личности.

Интернет—игры 2001 запланировано выполнить в несколько этапов. Первый этап, организационный, был проведен в феврале 2001 года. В его задачи входили разработка и внедрение технологии Интернет—игр, проведение семинара «Организация и проведение Интернет—игр 2001г.», создание банка данных игр, решение аппаратно—программной реализации проведения игр в режимах локального и удаленного доступа, согласование нормативных документов, регламентирующих права и обязанности участников игр, утверждение графика мероприятий. Как результат этого этапа была проведена пробная Интернет—игра между командами УПК Ленинского района и 166—ой гимназией. Составлен график проведения следующих игр.

Второй этап реализации проекта, предполагает проведение российского тура Интернет—игр между командами Екатеринбурга и Воронежа. Цель этого этапа заключается в реализации российского проекта компьютерных соревнований, поиск партнеров для сотрудничества в освоении образовательных Интернет—технологий. Он имеет огромное образовательное значение: создание сообществ учителей и учащихся для совместной познавательной и обучающей деятельности, использование внешкольных источников информации как способа социализации детей в современном мире, разработка совместных проектов на основе использования языков программирования и графических пакетов. Интернет—игры имеют широкое воспитательное значение: формирование позитивных способов сотрудничества и понимания ценности культуры в современном информационном обществе, предоставление возможности для реализации творческого потенциала участников проекта с помощью средств Интернет – технологий и воспитание активной жизненной позиции учащихся. Интернет—игры имеют ряд творческих задач: формирование учебно—познавательной активности и развитие творческого мышления учащихся.

Уникальность этого проекта в большой эффективности проведения Интернет — игр среди старшеклассников как групповой формы деятельности учащихся в учебно—познавательном процессе. Применение знаний по информатике в игровой форме формирует именно эмоционально – ценностное отношение к предмету.

Работа в группах, самостоятельная работа, умение увидеть и показать себя, свои знания и умения в новых, где—то неожиданных условиях; необходимость в умении выслушать других, прийти к общему мнению, поделиться своими знаниями, в умении анализировать, прогнозировать – все это способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, умению самоопределяться в межличностных отношениях, в мире культуры. Учитель выступает в роли организатора, тренера, советчика и консультанта.

На сегодняшний день участниками Интернет Игр могут стать команды учащихся образовательных учреждений города Екатеринбурга, подавшие заявку в Организационный комитет.

Идет работа по созданию Web—сайта Интернет—игр, который даст возможность организовывать игры в режиме удаленного доступа, например, между российскими городами. На Web—сайте будет размещена информация о правилах проведения игр, о критериях оценок и готовности команд, а также организована возможность регистрации и занятий в «тренажерном» зале.

Сегодня телекоммуникации все шире проникают в современную жизнь, становясь повседневной реальностью. Все больше школ приобретают опыт телекоммуникационных контактов. Организационный комитет надеется найти единомышленников во всех районах России и внести свой вклад в информатизацию российского общества.