Рейтинг@Mail.ru

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧЕНИКАМ СТАРШИХ КЛАССОВ ПОДШЕФНЫХ ШКОЛ МГИУ

Роганова Наталья Анатольевна

Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), г.Москва

Альтернативные подходы к обучению информатики и информационным технологиям, которые в течение нескольких лет успешно применяются в Московском государственном индустриальном университете, подробно анализируются с двух точек зрения: используемое оборудование и базовое программное обеспечение.

задать вопрос автору

Перечень основных задач центра компьютерных технологий (ЦКТ) МГИУ вполне типичен для ВУЗа: создание условий для массового использования информационных технологий в учебном процессе, совершенствование программно-аппаратной базы для проведения научно-исследовательских работ, организация гибкой системы доступа сотрудников и студентов к ресурсам сети Интернет.

Решать эти задачи последние два года приходилось в условиях значительного увеличения общего число пользователей, зарегистрированных в локальной сети, — на 1 мая 2001г. их число превысило 6400. В МГИУ работает около полутора десятков компьютерных классов, и обучается информатике более 2000 старшеклассников из 30 подшефных школ трех округов города Москвы.

Одной из проблем, с которой сталкивается практически любой Российский ВУЗ, является недостаток материальных средств при практически полном отсутствии бюджетного финансирования. Это заставляет находить максимально эффективные решения, позволяющие при относительно небольших затратах достигать значительных результатов сразу по нескольким направлениям. Ниже изложены некоторые из таких решений, реализованных в ЦКТ МГИУ.

Альтернативой персональным компьютерам в компьютерных классах является организация аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих создание нескольких рабочих мест на базе одного системного блока.

Примером может служить проект "Змей Горыныч" — разработанная в МГИУ схема подключения к одному персональному компьютеру трех мониторов, клавиатур и мышек. "Горынычи" собираются из стандартных и широко распространенных комплектующих и используют лишь слегка модифицированное базовое программное обеспечение. При этом значительно снижаются общие затраты, а основные траты на клиентское место оказываются вложенными в монитор. По состоянию на апрель 2001г. стоимость одного рабочего места в компьютерном классе на базе бездисковых "Горынычей" была $323.

Уже давно известно, что Linux (естественная альтернатива Windows) хорош в качестве базовой ОС для серверов, что все его исходные тексты открыты, что он бесплатен, что его уже признали и производители компьютерного железа и фирмы, занимающиеся созданием коммерческого программного обеспечения. Для ОС Linux имеется огромное количество высококачественного свободно распространяемого программного обеспечения для различных прикладных областей, решены задачи интернационализации, созданы дружественные интерфейсы. В МГИУ ОС Linux используется в качестве базовой ОС уже много лет, однако, отказаться от применения Windows в учебном процессе и для некоторых других задач до последнего времени мы не могли по целому ряду причин. Сейчас, однако, ситуация кардинально меняется.

Постепенный переход от офис-технологий к интернет-технологиям и появление достаточного количества свободно распространяемого прикладного ПО для ОС Linux, способного обеспечить организацию учебного процесса для учащихся средних школ и студентов первых курсов университетов, дают возможность практически полностью отказаться от применения Windows.

Альтернативность описываемого подхода к организации учебного процесса, прежде всего, проявляется в уходе от традиционной привязки к программным средствам компании Microsoft. При изучении всех разделов информатики и соответствующих им технологий рассматриваются преимущественно свободно распространяемые программные продукты, способные функционировать в различных операционных системах. При работе с программным продуктом, работающим в обеих основных ОС (Windows и Linux), предпочтение обычно отдается последней в силу ее большей эффективности и дополнительным удобствам в организации учебного процесса. Экономия на закупках лицензионного программного обеспечения при данном подходе равна суммарной стоимости того ПО, которое заменяется на свободно распространяемое, и выливается в значительные суммы даже при весьма скромных требованиях к функциональности ПО.