Рейтинг@Mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БАЗОВОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Яковлева Татьяна Александровна, Степанова Инга Юрьевна

Красноярский государственный педагогический университет (КГПУ), г.Красноярск

Обсуждаются глобальные проблемы, которые вынужден решать учитель при реализации современной концепции базового курса информатики в школе.

задать вопрос автору

В связи с формированием современной концепции образовательной области "Информатика и ИТ" происходит перераспределение акцентов между содержательными линиями. "Представление информации", "Формализация и моделирование" становятся основными системообразующими линиями курса. На первый план выходит проблема взаимосвязи различных содержательных линий, их развитие и наполнение на каждом этапе изучения базового курса информатики.

В существующих программах и учебниках обязательный минимум реализуется в соответствии с модульным принципом: раздел курса отражает содержание отдельной линии, с минимальным отражением логических связей с содержанием курса в целом.

Целостная концепция процесса обучения базовому курсу требует построения системы расширяющихся концентров, каждый из которых охватывает практически все основные понятия курса, затрагивает все содержательные линии. Глубина изучения отдельных вопросов, на наш взгляд, должна определяться следующими факторами:

Глобальные проблемы, которые приходится решать при проектировании учебного процесса по информатике:

В своей учебной практике мы ориентируемся на следующую систему основных понятий информатики: информация, информационные процессы, объект, система, модель, алгоритм. Любая информационная среда как сложная система информационных объектов позволяет достаточно эффективно вводить и развивать каждое из этих понятий. Важно сформировать базовый круг задач, лежащих в основе информационной деятельности школьника и удовлетворяющих потребностям учебной деятельности на данном этапе обучения:

Процесс решения задачи в конкретной информационной среде предполагает реализацию следующих этапов деятельности:

При таком подходе формируются общеинформационные способы учебной деятельности и реализуется прогностический подход в обучении информационной деятельности, в освоении ИТ.

К сожалению, ни один из существующих учебников по информатике не намечает пути решения выделенных проблем. Учитель вынужден решать их самостоятельно в меру своей компетентности. Хотелось, чтобы в учебниках информатики нашла отражение теория построения школьного учебника, реализуемая в других учебных дисциплинах.