Рейтинг@Mail.ru

СИСТЕМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Яковлев Юрий Борисович

Московский финансово—экономический институт(МФЭИ), г.Москва

Введение профильного обучения в общеобразовательные школы требует использование целевых подходов к проектированию методической системы обучения. Результатом системного проектирования является учебно— методический комплект по информационным технологиям. В статье рассматриваются вопросы формирования учебно—методического комплекта по ИТ при профильном обучении по финансово—экономическому профилю в системе специализированной довузовской подготовке старшеклассников.

задать вопрос автору

Одним из направлений реформирования общеобразовательной школы является профилизация обучения в старших классах. Профильное обучение, являясь ядром специализированной довузовской подготовки по финансово—экономическому профилю, имеет четкую целевую направленность, поэтому его реализация возможно только с использованием системно-целевого подхода. Такой подход к любой учебной дисциплине рассмотрен в целом ряде работ и, в частности, в монографии[1]. С этой целью во всей педагогической системе выделяется методическая система обучения(МСО), которая представляет собой пять взаимосвязанных элементов: цели обучения, содержание предмета, методы, средства и организационные формы обучения.

Цель обучения заключается в усвоении содержания курса информатики на заданном(требуемом) уровне обучения. На довузовской фазе образования этот уровень определяется смысловой направленностью обучения, которая включает следующие компоненты: познавательно-гуманитарный, профессиональный и специализированный. Целевая направленность обучения определяет широту учебного материала и глубину получаемых знаний и практических навыков.

Весьма существенной компонентой МСО являются средства обучения, к которым относятся учебники и учебные пособия, конспекты лекций, сборники задач, упражнений и тестов, лабораторные практикумы, автоматизированные системы обучения, медиакурсы, всевозможные тренажеры и т.д. и т.п.. Значимость средств обучения объясняется тем, что именно они, в конечном счете(во взаимодействии с преподавателем), обеспечивают требуемый уровень подготовки ученика, что собственно и является целью учебного процесса.

Непосредственно процесс проектирования учебного курса заключается в выделении подмножества декартового произведения множества требований к целевой направленности обучения на множество тем содержания. В практической плоскости это — отображение МСО в учебную программу курса с учетом распределения учебной нагрузки на период обучения по годам и темам обучения с учетом направленности обучения.

Решение дидактической задачи обучения ИТ требует структуризации процесса обучения. Первый этап обучения связан с формированием и закреплением системы основных понятий ИТ. Данный этап реализуется проведением лекций и тестированием знаний слушателей. Тестирование рассматривается не столько как контрольная функция, а как тренинг по использованию понятий предметной области и обеспечивает обратную связь в системе преподаватель-слушатель. Тестирование может охватывать не только теоретические аспекты, но и основные элементарные технологические операции по работе с программными средствами ИТ. Разработка системы тестов ведется на основе построения реляционной модели понятий предметной области. Такой подход позволяет разработать вариативную систему тестов, при использовании которой возрастает мотивация и эффективность обучения.

Второй этап обучения нацелен на формирование навыков практической работы с основными программными средствами. Основным средством достижения результата данного этапа является лабораторный практикум, который содержит формализованные задания, направленные на отработку выполнения законченных(целевых) действий при использовании конкретных программных средств. Реализация целей данного этапа возложено на практические и лабораторные занятия. Использование формализованных заданий позволяет осуществить их адаптацию к различной операционной обстановке. Вариативный характер практикума обеспечивает новое качество преподавателя, который выступает уже не как интерпретатор знания, а координатором учебного процесса.

Третий этап обучения ориентирован на формирование профильных умений. Профильные умения при довузовской специализированной подготовке понимаются в широком смысле. К ним относятся задания для решения несложных финансово-экономических задач и задания по дисциплинам, выносимым на вступительные экзамены в профилирующий ВУЗ. Весь комплекс заданий выполняется с использованием прикладных программных средств общего назначения: текстового процессора и табличного процессора. В качестве заданий второго типа широко используется учебно-методическое обеспечение профильных дисциплин: математики, экономической географии, русского и иностранного языков. Это обстоятельство делает наполнение профильных заданий неисчерпаемым в рамках курса по ИТ и открывает широкие перспективы информатизации учебного процесса по дисциплинам, входящим в систему довузовской подготовки.

Вариативная система тестов, система формализованных заданий(лабораторный практикум), комплекс профильных заданий составляют учебно-методический комплект(УМК), который обеспечивает предлагаемые этапы профильного обучения ИТ. Формализация УМК является базой его дальнейшей автоматизации и разработке на его основе программно-методического комплекса.