Рейтинг@Mail.ru

ОСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

Романова Юлия Дмитриевна

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В.Плеханова), г.Москва

Рассматривается опыт использования конкретных ситуаций при обучении информационным технологиям студентов экономических специальностей.

задать вопрос автору

В сложном процессе развития делового образования в качестве одной из тенденций широко используется методика ситуационного обучения (case study). Этот подход к преподаванию активно используется в школах бизнеса за рубежом и а России и стал к настоящему времени классическим элементом профессиональной подготовки специалистов.

Особенность этого метода состоит в том, что он в основном используется для подготовки специалистов в области бизнеса, в процессе которого студенты обучаются принятию решений, коммуникабельности, социальной организации, отстаиванию своих позиций. Смысловыми аспектами разрешения ситуации можно считать следующие: определение сути проблемы, нахождение альтернативы, установка критериев, выбор способа и разработка рекомендаций, применение найденного способа к разрешению ситуации.

Задание (своеобразный "кейс") должна описывать ситуацию, обязательно основываясь на читаемом курсе, и содержать акценты на важнейшие моменты обучения. При этом каждая последующая ситуация должна базироваться на предыдущей. В начале предагаются простые, в конце курса – более сложные ситуации, но обязательно с практическим решением.

Информационные технологии (как предмет) не вполне можно отнести к такому типу обучения, но опробация подобной ситуационной методики была проведена. В основе лежит конкретная ситуация или задача, требующая решения, с помощью средств информационных технологий. Для примера были разработаны несколько заданий разной степени сложности, в которых конкретную деловую или расчетно-экономическую задачу нужно решить и представить результаты в заданном электронном виде.

Решение поставленной задачи предполагает определенные организационные принципы обучения: сначала студенты готовятся к ее решению индивидуально (обдумывая основные моменты и пытаясь найти решение), затем 15-30 минут они работают небольшими группами (командами по 2-3 человека) и завершает процесс общеклассная дискуссия, в которой направляющую роль играет преподаватель. При этом отсутствует элемент соревнования между студентами, мнения предлагают все желающие, неважно "кто" конкретно дал такой "ответ", а важно "откуда" (в аудитории) он прозвучал. Результатом такой дискуссии является решенная и реализованная в электронном виде конкретная ситуация.