Рейтинг@Mail.ru

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОСНОВ INTERNET

Нестерова Людмила Викторовна

Гимназия №3, г. Астрахань

В докладе обобщен опыт использования диагностических контрольных работ в школьном курсе Internet.

задать вопрос автору

Знакомство детей с телекоммуникационными технологиями, становящимися на пороге XXI века неотъемлемой частью как деловой жизни, так и общества в целом, имеет уже не только обучающее, но и большое социальное значение. Навыки работы в Internet скоро можно будет рассматривать как один из обязательных компонентов информационной культуры личности.

Однако, эффективность учебного процесса во многом зависит от того, доступен ли изучаемый материал для данного контингента учащихся. Важным аспектом является организация сбора данных для оценки уровня усвоения учебного материала и выявления пробелов в знаниях и умениях учащихся с целью прогнозирования дальнейшего развития процесса обучения и корректировки последующего курса, исключающей перегрузку учащихся. Этим целям вполне отвечает созданная в ЛОИУУ в 1995 году методика проведения и оценки диагностических контрольных работ.

Каждый вариант ДКР состоит из шести заданий: задание на узнавание верного ответа из нескольких предложенных; задание на запоминание (предполагает пересказ информации в логически правильной последовательности, требует достаточно полное знание признаков и свойств объектов, законов, определений, терминологии, фактов, понятий, принципов); задание на понимание (проверяет способность учащихся применять полученные теоретические знания к решению поставленной проблемы); задание на внутритемное обобщение (предусматривает применение изученных фактов, законов, понятий в новой ситуации, логическую детализацию явлений, процессов, изучаемых в данной теме, обобщения и выводы по данной теме); задание на межтемное обобщение (включает в себя материал, требующий выделения причинно-следственных связей в результате анализа нескольких изученных тем); задание на межпредметное обобщение (носит эвристический характер и включает материал, требующий межпредметного обобщения на уровне ассоциативных связей). Таким образом, первое и второе задания соответствуют репродуктивному уровню усвоения знаний, третье и четвертое — частично поисковому, пятое и шестое задание — творческому. Коэффициенты усвоения по уровням вычисляются по формуле: , где средний балл, полученный учащимися за данный вопрос, максимальный балл (равен порядковому номеру вопроса). по всей ДКР:, где средний балл за ДКР, максимальный балл ().

В ходе отслеживания результатов изучения курса «Телекоммуникации и Internet» в старших классах гимназии №3 г.Астрахани разработаны ДКР, выполняющие функции промежуточного и итогового контроля. Применение ДКР в гимназии доказало их высокую эффективность в оценке уровня усвоения учебного материала и степени его доступности для данного контингента учащихся, в процессе сбора данных для проведения корректировки последующего учебного материала с целью ликвидации пробелов, исключающей перегрузку учащихся, в прогнозировании дальнейшего развития процесса обучения, а также для оценки способности учащихся усовершенствовать и расширять свои знания, формировать новые навыки на основе полученных на уроках.