Рейтинг@Mail.ru

ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ С ПОЗИЦИИ РЕШЕНИЯ СКВОЗНЫХ ПРОБЛЕМ ИНФОРМАТИКИ

Минькович Татьяна Владимировна

Забайкальский государственный педагогический университет (ЗабГПУ), г.Чита

Если компьютерные технологии представляются учащимся с позиции практического решения сквозных задач информатики (представления информации и информационных процессов; изучения и организации кибернетических систем; информационного моделирования реального мира), то технологический компонент информатики служит углублению её теоретических понятий, развитию системно-информационного мышления учащихся.

задать вопрос автору

Тенденция фундаментализации школьного курса информатики привела к разделению курса на две глубоко взаимосвязанные, но в школьной практике часто фактически не соприкасающиеся части: теоретическую информатику (называемую просто информатикой) и информационные технологии (фактически реализующиеся как компьютерные технологии). Известно, что информатика "отвечает" за формирование мировоззрения, а информационные технологии – за подготовку к жизнедеятельности.

Информационная картина мира складывается путем постепенно углубляющегося решения тесно взаимосвязанных задач информатики: представления информации и информационных процессов; изучение и организация кибернетических систем; информационное моделирование реального мира. Представление об информационном устройстве мира, конструируемое первоначально на примерах окружающего мира и информационной деятельности человека, будет не полным для современного человека, если не добавится максимально формализованным представлением – электронным. Поэтому изучение аппаратного (АО) и программного обеспечения (ПО) компьютеров принесет большую пользу в общеобразовательном курсе, если будет осуществляться в контексте решения названных проблем информатики относительно любого технологического вопроса.

Решение проблемы представления информации и информационных процессов развивается при изучении способов кодирования различных видов информации, соответствующих типов файлов и их свойств в сравнении, структуры документа, свойств его составных частей, алгоритма и способов его записи и т.п..

Освоение принципов информационного моделирования реального мира продолжает осуществляться в процессе решения при помощи компьютера информационных задач соответственно этапам моделирования: от реальной проблемы через информационную модель к эксперименту с компьютерной моделью. Стоит упомянуть, что выполнение оформительских заданий также проходит через все этапы моделирования. К оформительским задачам можно отнести не только создание документов, включающих текст и графику, но и создание гипертекстовых и мультимедийных документов, WEB-узлов, презентаций, оформительской части программ пользователя.

Информационно-технологические задачи решаются человеко-машинной системой, образованной пользователем и компьютером (его АО и ПО). Система самоорганизуется и саморазвивается. Управляющим субъектом этой системы является пользователь, решающий задачу, объектом управления – создаваемая пользователем компьютерная модель. Цель функционирования системы определяется пользователем согласно цели моделирования. Управление компьютерной моделью осуществляется посредством управляющих сигналов, соответствующих системе команд исполнительного устройства – АО и ПО компьютера – на основе информации, получаемой пользователем через датчики обратной связи – индикаторы состояния АО и ПО, вид документа, значения переменных и т.д. На функционирование системы оказывает влияние окружающая среда – энергообеспеченность, дополнительные источники информации и т.д.

В результате решения задачи система развивается. Компьютерная модель, изначально представленная только базовыми компонентами – аппаратным и программным обеспечением, конкретизируется добавлением электронной модели рассматриваемого в задаче объекта. Наряду с созданной моделью, память компьютера обогащается новыми процедурами, шаблонами, стилями и т. д. Память пользователя пополняется опытом решения подобных задач. Опыт, накопленный пользователем и компьютером, позволит при решении следующих задач вырабатывать более рациональные последовательности управляющих сигналов. При решении некоторой задачи пользователь может прийти к выводу о недостаточности ресурсов системы: АО, ПО, знаний и умений пользователя. Это станет отправной точкой для более глубокой перестройки системы, её развития.

Обозначенный здесь подход к обучению компьютерным технологиям сливает теоретическую информатику и информационные технологии в цельный фундаментальный курс информатики.