Рейтинг@Mail.ru

ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Малева Алла Александровна

Воронежский Государственный Педагогический Университет, г.Воронеж

Опыт кафедры информатики и методики преподавания математики ВГПУ показал, что правильно спроектированная и организованная внеаудиторная деятельность является важной составляющей подготовки студентов педагогического вуза к их профессиональной деятельности.

задать вопрос автору

Под внеаудиторной деятельностью мы понимаем любую деятельность студентов, осуществляемую в рамках учебного заведения, но не связанную с учебными планами, направленную на формирование и развитие профессионально значимых качеств, способствующую их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний. При этом мы разделяем собственно внеаудиторную деятельность студентов и внеаудиторную работу преподавателей, ее инициирующую.

Целью внеаудиторной деятельности ставим формирование у студентов системы профессионально значимых качеств, включающих основные функциональные компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

На кафедре информатики и методики преподавания математики физико-математического факультета Воронежского государственного педагогического университета внеаудиторная работа построена на основе использования и изучения информатики, информационных технологий (ИТ) и методики преподавания информатики. Традиционной стала такая форма массовой внеаудиторной работы с использованием ИТ, как ежегодная Неделя информатики, приуроченная к педагогической практике студентов IV-V курсов. В рамках Недели информатики при непосредственном активном участии студентов проводятся олимпиада по информатике, КВН, электронная лотерея, смотр студенческого компьютерного творчества, конкурс стенгазет, открытый чемпионат физико-математического факультета по компьютерным играм и т.д. В процессе подготовки и проведения первой Недели информатики (1999г.) сформировался коллектив наиболее активных студентов и преподавателей, который приступил к изданию (по инициативе студентов и самими студентами) студенческой электронной газеты. Следующим этапом развития внеаудиторной работы преподавателей и активизации внеаудиторной деятельности студентов стало создание и функционирование студенческого научного общества (СНО) при кафедре информатики и МПМ после проведения второй Недели информатики (2000 г.).

Содержание и виды внеаудиторной деятельности определяются не требованиями учебно-воспитательного процесса, а научно-методическими интересами преподавателей, пожеланиями студентов и научно-технической базой учебного заведения. Внеаудиторная деятельность организуется на добровольной основе для желающих студентов и не подлежит оценке со стороны преподавателя, который сам может в ней участвовать наравне со студентами. Степень руководства внеаудиторной деятельностью студентов со стороны педагога может быть различна: от жесткого руководства до полной самостоятельности и творчества. Мы выделяем следующие уровни руководства внеаудиторной деятельностью: управление, регулирование, сотрудничество, наблюдение, самостоятельная внеаудиторная деятельность. Названные уровни определяются, прежде всего, личными особенностями преподавателей, инициирующих внеаудиторную деятельность, и индивидуальными особенностями участвующих в ней студентов (мотивация к педагогической деятельности, познавательная активность, самостоятельность и т.д.).

Трехлетний опыт организации внеаудиторной деятельности студентов нашего вуза показал следующие результаты: