Рейтинг@Mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ

Балбатун Елена Юрьевна

Московский государственный университет им. М.В Ломоносова (МГУим.М.В.Ломоносова), г.Москва

В данном докладе проводиться сравнительный анализ педагогических методик, используемых в обучении математике и информатике на примере дифференцированного обучения, метода проектов и группового обучения; выявляются положительные и отрицательные аспекты применения этих методик.

В настоящее время в Российском образовании мы наблюдаем, что традиционное обучение и классно-урочная система не удовлетворяют целям, поставленным перед образованием. Средняя школа не обеспечивает достаточную подготовку школьников для поступления в ВУЗ. Процесс обучения не работает на творческое развитие личности. С другой стороны, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии.

Основной задачей средней школы является подготовка школьника к вхождению в жизнь общества как полноценного члена экономических взаимоотношений. Проанализируем различные методики преподавания математики и информатики в школе. Целями обучения математике являются:

Предмет изучения информатики намного шире и глубже, чем предмет изучения математики, и основная цель изучения базового курса информатики — овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных процессов. Кроме того, обучение информатике ставит перед собой следующие цели:

Выделим различия обучения информатике и математике:

  1. все ученики имеют разный входной уровень знаний по информатике (это зависит от того есть ли у них свободный доступ к компьютеру или нет, изучали ли они ранее где-нибудь информатику или нет и др.)
  2. задания по информатике даются, как правило, неформализованные и основной задачей становится формализация данного задания. В математике же, как правило, все задачи уже формализованы, и остается только научить учеников правильно классифицировать и решать эти задачи.

Рассмотрим какие педагогические технологии применяются для изучения математики и сравним их с технологиями, применяющимися в информатике. На уроках математики успешно работает технология дифференцированного обучения. Используя эту технологию, мы можем обучать сразу несколько категорий школьников: слабых учеников, средних и продвинутых. Учителю не приходиться затрачивать много времени на составление и проверку трех типов задач: простых, посложнее и более сложных. В то время как учитель информатики, используя эту технологию, затратит на подготовку таких заданий гораздо больше времени. Это связано с тем, что расслоение знаний у учеников по информатике гораздо сильнее, чем по математике, и тремя типами задач здесь уже не обойтись. Аналогом дифференцированного обучения в математике является методика выравнивающего и развивающего обучения информатике, которая использует концентрическую систему задач.

Метод проектов успешно работает на уроках информатики. На подготовку задач для работы по методу проектов уже учитель информатики вынужден тратить гораздо меньше времени, чем учитель математики. В рамках обучения математики трудно реализовать какой-либо проект, исходя из того, что мы вынуждены последовательно изучать тему за темой. В информатике это сделать намного проще, взяв изучение одной глобальной темы и используя знания из других областей.

Метод группового обучения успешно работает как на уроках математики, так и на уроках информатики: при закреплении пройденного материала; при решении сложных теоретических задач; при решении объемных и достаточно сложных практических задач, что позволяет организовать совместную деятельность учеников, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов.

Литература

  1. Учебные стандарты школ России под ред. В.С Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой. М., "Прометей", 1998.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С. Полат. М., ACADEMIA,1999.