Рейтинг@Mail.ru

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Покровская Марина Владимировна

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана (МГТУ), г.Москва

Доклад посвящен актуальным проблемам геометро-графической подготовки инженерного корпуса, анализу традиций и инноваций в инженерной графике.

задать вопрос автору

Динамика техносферы, развитие новых информационных технологий, изменения в социокультурном пространстве XXI века ставят перед педагогической наукой задачу осмысления традиций и оценки инноваций при выработке стратегии и тактики развития инженерного образования. Одной из составляющих компетенции инженера как творца мира “второй природы” является владение профессионально-ориентированным языком инженерной культуры — языком графики.

Язык графики в силу ряда своих свойств является уникальным в коммуникативном процессе. Этот древнейший из языков мира является международным языком общения; он точен, нагляден и лаконичен. Наглядное представление информации в любой области человеческих знаний осуществляется средствами графического языка. В условиях сегодняшнего мира массовых коммуникаций, необходимости уплотнения огромного объема информации и возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, графическая культура обретает роль второй грамотности.

Предмет “Инженерная графика” появился в образовательных программах высших технических учебных заведений в 70-е годы XX века. Он вобрал в себя имена трех графических дисциплин: начертательной геометрии — ядра теории графического отображения, черчения и технического рисунка. Традиционные цели дисциплины— развитие пространственного мышления, творческих способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на основе их графических отображений, приобретение знаний и умений инженерного документирования, остаются актуальными и сегодня.

Современные информационные технологии пополнили этот список новой составляющей — компьютерной графикой, которая меняет не только технологию проектирования, но и его идеологию. Концепция CALS-технологии (computer aided live cycle support), сутью которой является создание единой интегрированной модели продукта и обеспечение непрерывного сопровождения его жизненного цикла, расставляет новые акценты в геометро-графическом образовании инженера.

Геометрическое моделирование предполагает усиление подготовки в области теории поверхностей и геометрических преобразований. Автоматизированные графические системы формирования чертежно-конструкторской документации позволяют отказаться от традиционной техники создания проектной документации с помощью циркуля и линейки. Однако, при этом возрастает необходимость приобретения навыков “ручной” графики (“free-hand sketching”), применяемой в процессе проектирования, формирования и преобразования геометрических моделей при их визуализации на дисплее. Системы презентационной графики и компьютерная анимация заставляют вновь обратиться к теории перспективы и построения теней. Современные требования к оформлению и управлению документооборотом предполагают изучение новых мировых стандартов, в частности, стандартов группы STEP.

Отметим, что графическое представление информации, в силу наглядности и лаконичности, поддерживает образовательные услуги в области дистанционного образования: визуализацию моделирования различных процессов при изучении теоретического и практического материала, создание иллюстраций к электронным учебникам, демонстрационных программ и т.д.

Особую роль язык графики играет в создании информационно-коммуникационной среды в инженерном образовании людей со специальными потребностями, в том числе, инвалидов по слуху. Информационные технологии позволяют диверсифицировать поддержку учебного процесса с учетом индивидуальных психо-физиологических особенностей обучаемых.

Таким образом, сохраняя традиции как ценность, следует признать, что на современном рубеже качественных изменений в методологии и технологии образования именно инновации определяют отбор и сохранение традиций.

Литература

  1. Покровская М.В. Инженерная графика: панорамный взгляд (научно-педагогическое исследование).— М.: Изд-во: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 137 с.