Рейтинг@Mail.ru

ОТ КОМПЬЮТЕРНОГО КЛАССА К КОМПЛЕКСНОМУ ОФИСНОМУ ТРЕНАЖЕРУ

Каплан Леонид Наумович

Московская академия экономики и права (МАЭП), г.Москва

В настоящей работе предлагается одно из возможных направлений развития компьютерных классов. Представлены результаты исследования свойств комплексного офисного тренажера как инструментальной среды обучения информационным технологиям в вузах.

задать вопрос автору

Обучение устойчивым практическим навыкам работы в информационной среде современного предприятия (ИСП) является важной составляющей общей профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Решение этой задачи возможно при проведении практических занятий по ИТ на базе инструментальных средств комплексного тренинга в условиях максимально приближенных к реальным на предприятии.

Действительно, анализ ИСП показал, что ее можно охарактеризовать как сложную, коллективно управляемую, многопараметрическую систему, обрабатывающую большое количество входных управляющих воздействий. Мощность множества управляющих воздействий, а также мощность множества наблюдаемых параметров системы оценивается десятками тысяч.

Для отработки профессиональных навыков оперативного управления аналогичными типами систем в некоторых отраслях промышленности (энергетике, авиационной) используются комплексные тренажеры (КТ). КТ состоит из рабочих мест операторов, моделирующей подсистемы, пульта контроля и управления (ПКУ) инструктора и коммуникаций между ними.

Для исследования вопросов о целесообразности и эффективности комплексного тренинга при изучении ИТ были решены следующие задачи:

КОТ состоит из моделирующей подсистемы с рабочими местами операторов и ПКУ преподавателя. Современный компьютерный класс (КК) является моделирующей подсистемой КОТ. ПКУ КОТ строится на базе рабочего места преподавателя и включает две оригинальные компоненты: подсистему контроля и управления (ПКиУ) и информационную базу дидактических материалов (ИБДМ).

ПКиУ автоматизирует контроль и управление учебным процессом, реализует дополнительные каналы взаимодействия преподаватель– слушатель.

ИБДМ содержит дидактические материалы: электронные демонстрационные файлы, сборник заданий, альбом образцов документов, другие вспомогательные файлы и методические пособия.

Наличие дополнительных каналов взаимодействия преподавателя и слушателей, дидактических материалов ИБДМ позволило разработать более 20 различных сценариев проведения учебных занятий в рамках КОТ.

Исследования, выполненные на базе экспериментального стенда КОТ при проведении плановых учебных занятий в течение 1,5 лет, показали следующие результаты:

  1. стоимость реализации КОТ, удовлетворяющего вышеназванным требованиям, не превышает стоимость традиционного КК более чем на 10%;
  2. эффективная отработка навыков индивидуальной и коллективной деятельности на базе КОТ возможна в группах от 8 до 12 человек;
  3. основными достоинствами КОТ являются: