Рейтинг@Mail.ru

ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Ильясов Андрей Николаевич

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО), г.Оренбург

Структурное разделение курса программирования на отдельные модули может повысить качество обучения. Предлагается деление на три уровня: пооперационный, процедурный, объектный. В каждом модуле изучаются только характерные для него понятий и методы работы. Это позволит минимизировать количество необходимой учебной информации и сосредоточиться на самостоятельной творческой деятельности учащихся.

задать вопрос автору

Программирование может и должно изучаться в курсе информатики массовой школы. Возражения против этого утверждения основаны, в основном, на неудачном опыте преподавания. Неудачи же явились следствием адаптации к условиям школы профессионально-направленных учебных курсов программирования.

Большинство авторов предпринимают попытки реализовать полный курс программирования средствами одного-единственного программно методического комплекса. Следствием такого подхода являются невозможность дозированного введения новых понятий и необходимость преподавания обширного курса в виде непрерывного блока с жёстко определённой последовательностью изучения отдельных его разделов.

Одним из возможных путей разрешения проблемы может стать структурное разделение курса программирования на формально независимые модули, вместе составляющие целостную систему. Каждый модуль тогда может изучаться с помощью оптимально подобранного программно-методического комплекса, а формальная независимость позволит изучать курс в любом порядке следования модулей.

Рассмотрим разделение курса на модули по уровням программирования. Выделим три уровня, наиболее представленные в пособиях и разработках. Это пооперационный, процедурный и объектный. Рассмотрим понятия, изучаемые в каждом модуле и возможности их реализации.

Пооперационный модуль традиционно изучается в самом начале курса. Именно в нём учащиеся знакомятся с понятиями:

На этом уровне не предусматривается создание законченных продуктов, но со всей подробностью изучается внутренне строение наиважнейших алгоритмов, широко используемых в дальнейшем. Поэтому данный модуль должен заканчиваться темой «важнейшие числовые и нечисловые алгоритмы».

Ряд авторов пытаются пересмотреть сложившуюся традицию изучения этого модуля, разрабатывая новые методические пособия или программные среды. Это, например, графический язык Дракон В.Д. Пароджанова и совсем недавняя разработка VisuAL А.В. Копаева (http://creonet.cdu.edu.ua).

Бесспорным лидером в изучении процедурного модуля является язык Лого и курсы на его основе. Основные понятия этого уровня:

Циклы и ветвления на этом уровне предстают как целостные объекты, а не в виде группы отдельных команд. Поэтому на данном уровне не следует применять такой способ визуализации алгоритма как блок-схемы. Кроме продуктов, использующих Лого-технологии, программно-методический комплекс может базироваться на так называемых исполнителях, широко представленных в отечественной учебной литературе.

Принципиальное отличие объектного модуля от двух других в отсутствии явной линейной последовательности элементов программы. На этом уровне основными понятиями, которые могут изучаться в массовой школе, являются:

Попытки изучать этот уровень основываются обычно на профессиональных системах. Это определяет место модуля в конце курса. К тому же задачи, характерные для объектного программирования, в силу своей сложности с трудом вписываются в курс информатики для обычной школы.

Тем не менее, существует ряд программных инструментальных сред, реализующих принцип объектного программирования, но имеющих сравнительно узкую специализацию. Типичным примером такой среды является Klik & Play (Europress Software, 1994 г.) Она предназначена, в основном для конструирования игр, но в ней с лёгкостью могут быть созданы тесты, презентации и даже скринсейверы.

Использование подобных программных сред позволяет сформировать программно-методический комплекс, пригодный для использования в среднем звене обычной школы без привлечения содержания других дисциплин и отраслей человеческой деятельности.