Рейтинг@Mail.ru

МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ ФИРМЫ «1С» (ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПП «1С» В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ И АУЦ)

Диго Светлана Михайловна

АОЗТ «1С», г.Москва

Доклад содержит обзор методических материалов и способов их использования при организации учебного процесса. Рассмотрены такие разновидности методических материалов как программно-методические комплексы, учебно-методические комплексы, обучающие CD, комплекты вопросов сертификационных экзаменов и др. Рассмотрены разнообразные формы организации учебного процесса: очная, дистанционная, очно-заочная.

задать вопрос автору

Бурный рост информационных технологий, повсеместное использование вычислительной техники приводит к постоянному изменению форм организации учебного процесса и используемых методических материалов.

Программные продукты фирмы «1С» широко используются в учебном процессе. Как сама фирма, так и ее партнеры уделяют большое внимание учебно-методическому обеспечению этого процесса.

Все учебно-методические материалы можно разделить на две большие группы:

В качестве продуктов, разработанных специально для организации учебного процесса, можно назвать Учебно-Методические комплексы (УМК). Использование УМК является сложившейся практикой чтения фирменных сертифицированных курсов. УМК обычно включают в свой состав раздаточные материалы для слушателей, слайды и методические рекомендации по проведению занятий для преподавателей, тестовые итоговые задания. Как правило, раздаточные материалы для слушателей производятся и распространяются централизованно. Это имеет как положительные, так и отрицательные черты. Поэтому, лицензионные соглашения на УМК по ПП «1С» дают возможность как закупать раздаточные материалы, так и тиражировать их самостоятельно. Использование УМК меняет организацию учебного процесса как для преподавателей, так и для слушателей. В качестве примеров УМК можно привести [5], [6], [7]. УМК обычно используются при традиционной очной форме организации занятий.

Другой разновидностью учебно-методических продуктов являются Программно-Методические Комплексы (ПМК). В отличие от УМК ПМК включают в свой состав не только методические материалы, но и сам программный продукт. Первым таким продуктом в «1С» был «1С:Бухгалтерия-Учебный класс» Последним по времени появления является ПМК «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет» (Чистов Д. В.) [10]. Методическая составляющая ПМК может иметь разный характер. «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет» позволяет организовывать учебный процесс в виде деловой игры.

Другой формой организации занятий является проведение обучения без фиксированного во времени графика. Каждый слушатель в любое удобное для него время занимается в компьютерном классе. В классе присутствует преподаватель-консультант, который в любой момент может в случае необходимости помочь слушателю. Для проведения занятий:

  1. должны быть разработаны подробные методические указания для слушателя
  2. весь процесс обучения разбит на этапы (завершенные и достаточно короткие)
  3. каждый этап должен заканчиваться контрольным мероприятием
  4. успешность завершения каждого этапа фиксируется преподавателем.

Такая форма организации учебного процесса особенно удобна для учебных центров, когда:

  1. регулярный набор больших учебных групп является проблематичным,
  2. разнообразных учебных курсов много
  3. уровень подготовки слушателей разный
  4. слушатели имеют разную загруженность по основной работе.

Описываемая форма организации учебного процесса легко трансформируется в дистанционную. Методики организации учебного процесса при дистанционной форме также разнообразны. В качестве примеров можно привести Центр «Атлет», в котором учебные курсы выставляются на сайте, и можно обучаться через «Интернет» и дистанционные курсы ООО «Центр Аналит», при изучении которых обучаемым даются достаточно сложные задания по конфигурированию; решения пересылаются в центр по электронной почте, проверяются и комментируются преподавателем. У обучаемого всегда имеется возможность получить консультацию у преподавателя.

Практикуется и очно-заочное обучение, при котором проводится сравнительно короткий интенсивный теоретический курс, а потом в режиме выполнения заданий и консультаций происходит «доводка» специалиста.

Интересной формой обучения внедренцев является и сочетание теоретических курсов с активной работой пользователей в отделе внедрения фирмы, проводящей обучение. В частности, предусматриваются выезды к клиентам на установку и начальное обучение под руководством опытных экспертов.

Так как экономические программные продукты «1С» являются настраиваемыми и имеют собственный язык для конфигурирования, то кроме курсов, ориентированных на конечных пользователей, большой интерес представляют курсы по настройке (конфигурированию) программы. Соответствующие методические материалы должны содержать не только методические рекомендации и, но и примеры настроек на машинных носителях. Желательно, чтобы на машинных носителях были зафиксированы не только конечные результаты, а состояние после выполнения каждого законченного этапа работ.

В качестве примера продуктов многоцелевого использования можно привести «Компьютерный видеокурс «1С:Бухгалтерия 7.7». Данный продукт представляет собой мультимедийный обучающий курс по программному продукту «1С:Бухгалтерия 7.7».Видеокурс можно смотреть целиком или выбирать из него отдельные фрагменты. Его можно просматривать отдельно (без «1С:Бухгалтерии») или вызывать требуемые фрагменты видеокурса непосредственно из программы. При совместном использовании видеокурса с программным продуктом, видеокурс интегрируется в бухгалтерскую программу, и пользователь может получить развернутую контекстную помощь из любого места программы. Такая возможность облегчает работу преподавателя, так как на большинство возникающих в процессе работы с программой вопросов студенты могут найти ответ самостоятельно.

Очень важным моментом в организации учебного процесса является форма контроля знаний. Существует множество оболочек для создания контролирующих систем. Кроме того, имеются и уже «наполненные» системы по тем или иным областям знания.

Кроме собственно контроля, с позиции маркетинга, немаловажным фактором является документ, выдаваемый в результате аттестации. Так, по экономическим программным продуктам «1С» пользователи имеют возможность сдать автоматизированный экзамен (проект «Профессионал») и получить фирменный сертификат «1С» вне зависимости от того, где и как обучался специалист. Для подготовки к экзаменам можно воспользоваться методическими книгами, содержащими полные комплекты вопросов сертификационного экзамена с примерами решений некоторых задач [3], [11].

Многие автоматизированные контролирующие системы позволяют достаточно хорошо контролировать знания, но не умения и навыки, а для компьютерных дисциплин последнее чрезвычайно важно.

Интересная компьютерная форма оценки знаний в совокупности с фрагментно- аналитическим методом предложена в [2]. К каждому билету прилагается готовая база данных на дискете, которую студент должен уметь загрузить, получить из нее информацию, провести анализ и выполнить задание. Задание предполагает осознание уже решенной задачи, в которую следует правильно занести недостающий фрагмент информации. Такая система проведения экзамена носит не только контролирующее воздействие, но и обучает, показывает уровень знаний и умений, развивает логическое мышление.

Литература

  1. 1С:Предприятие. Конфигурирование и программирование. Компонента «1С:Бухгалтерский учет 7.7». Курс дистанционного обучения УЦ-3.
  2. Бескоровайная Э.Н. «ПП фирмы «1С» как база учебной дисциплины «Автоматизированные системы обработки экономической информации». В сб. «Новые информационные технологии в образовании: Доклады и выступления участников научно-практической конференции «Использование программных продуктов «1С» в учебных заведениях. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
  3. Богачева Т. Г. “Комплект вопросов сертификационного экзамена по программе «1С:Трорговля и склад 7.7» с примерами решений”.
  4. Диго С. М. Обучение программным продуктам фирмы «1С». Методические рекомендации для партнеров., изд. 7, М.:1С, 2000.
  5. Учебно-методические комплексы «1С:Бухгалтерия» версий 6.0, 7.5, 7.7 (Разработка общества «Знание»)
  6. Учебно-методический комплекс «1С:Бухгалтерия 7.7». Разработка ИКС
  7. Учебно-методический комплекс фирмы «ИКС Технологии» по комплексной конфигурации «1С:Предприятие» в. 7.7.
  8. Компьютерный видеокурс «1С:Бухгалтерия 7.7».
  9. Учебное пособие “1С:Бухгалтерия 7.7”. Краткий практический курс.
  10. Чистов Д.В. «1С:Учебное предприятие. Бухгалтерский учет». Программно-методический комплекс по 1С:Бухгалтерии 7.7
  11. Чистов Д.В. «Комплект вопросов сертификационного экзамена «1С:Бухгалтерия» [в. 6.0/7.5/7.7]с примерами решений».