Рейтинг@Mail.ru

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗАДАЧНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ

Андреева Елена Владимировна

СУНЦ МГУ им.М.В.Ломоносова, г.Москва

Рассмотрены проблемы, возникающие при проверке учебных и олимпиадных задач по программированию, а также знаний по теоретической информатике. Описана реализация электронного задачника по информатике и программированию и методика его применения в учебном процессе.

задать вопрос автору

При обучении программированию в курсе информатики наиболее сложным для учащихся оказывается самопроверка. А проверка правильности выполнения заданий также является самой трудоемкой частью процесса обучения. Несмотря на важность работ в области доказательства правильности программ, предлагаемые в них методы можно использовать в основном во время разработки алгоритма решения задачи. Завершением же этапа реализации является тестирование программы, то есть выявление особенностей представленного решения на наборе специально подобранных тестов.

Тестирование используется как средство оценки решений различных задач и это ведет к появлению новых компьютерных технологий, отвечающих потребностям методологии современного программирования. Профессионально разработанная полная система тестов, предназначенная для проверки учебной или олимпиадной задачи по программированию зачастую может оказаться для преподавателя гораздо более полезной, чем попытка найти все возможные ошибки или доказать правильность программы ученика с помощью анализа листинга предложенного решения. Однако никакая система тестирования не может быть самодостаточным инструментом для проверки решений задач в процессе обучения программированию. Если программа уже успешно прошла все тестовые испытания, преподавателю имеет смысл просмотреть ее листинг в присутствии ученика, отметить недостатки в программной реализации тех или иных элементов алгоритма и в стиле программирования.

Одним из вариантов развивающего обучения в дидактике признано проблемное обучение. Его целью является усвоение не только результатов научного познания и системы знаний, но и поиск самого пути. В результате формируется познавательная самостоятельность ученика и развиваются его творческие способности. Проблемное обучение — это оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности по передаче и усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления. С внедрением компьютера в процесс обучения впервые появилась возможность, в несколько раз повысив активность учащихся, обеспечить цикличность функционирования традиционного контура обратной связи "преподаватель-ученик" в реальном масштабе времени. В результате, проще стало реализовывать ведущие принципы развивающего обучения: индивидуализацию и дифференциацию. Кроме того, компьютер, позволяя ошибаться, дает возможность познавать через противоречия.

Компьютер логично использовать и для классического тестирования, причем в любой области знаний. По мнению психологов при грамотном подходе именно тесты по информатике могут помочь раскрыть уровень развития способностей учащихся к выполнению операций содержательно-логического мышления.

В СУНЦ МГУ под руководством автора был создан сетевой программный комплекс для проверки учебных и олимпиадных задач в автоматическом режиме и тестирования знаний учащихся по теоретическим основам информатики. Работа с сетью как в программе сервера, так и в программах клиентов осуществляется через протокол TCP/IP. Это позволяет использовать данную систему не только в локальной сети, но и в сети Internet.

Система успешно применяется в учебном процессе с 1999/2000 уч. г. На нею возложены функции автоматической проверки заданий практикумов по программированию, проведение олимпиад в режиме on-line и тестирование знаний учащихся по любым предметам. Система постоянно пополняется. Однако набор задач и тестов по информатике, проверка которых уже автоматизирована в настоящее время, позволяет считать ее компьютерным задачником, пригодным для широкого использования в преподавании информатики.

Опыт использования компьютерного задачника в учебном процессе и при подготовке к олимпиадам позволяет утверждать, что необходимость подобных систем для рядовых преподавателей информатики и программирования невозможно переоценить. Они делают труд преподавателя более квалифицированным, повышают эффективность и интенсивность занятий в несколько раз, позволяют увеличить интерес учащихся к предмету.