Рейтинг@Mail.ru

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОМАТИКИ И ПОЛУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ШКОЛЕ

Сергеева Людмила Викторовна

МОУ гимназия №9. г.Тольятти

Можно, при правильной постановке задачи и организации ее выполнения, объединить задачу образовательную по информатике с практической — получения средств информатизации по другим школьным дисциплинам.

задать вопрос автору

Многие школы за последние годы оснастились компьютерной техникой и достигли достаточно высокого уровня ее использования в образовательном процессе. А вот вопрос приобретения средств информатизации, который и раньше носил случайный характер, после августа 1998г. повис в воздухе. Если раньше прикладное программное обеспечение попадало в школы отчасти централизованно, отчасти через спонсоров, то сейчас процесс “подпитки” программным обеспечением в нашей школе практически прекратился. Хотя рынок и предлагает сейчас большой выбор обучающих программ, отвечающих всем требованиям, предъявляемым к учебным программам, но они, как правило, школе не по карману и, к тому же, с администрации скорее спросят за невыкрашенные стены, чем за компьютерные программы. Появилось и большое количество относительно недорогих компакт—дисков с самыми разнообразными обучающими, контролирующими, развивающими программами, но эти программы выполнены в разных стилях, слабо увязаны со школьными учебными планами, практически не проработаны методологически, а некоторые содержат даже фактические ошибки. По этим и целому ряду других причин и, прежде всего финансовых, применение обучающих программ в российских школах вообще, и в нашей гимназии в частности, носит стихийный характер и находится на раннем этапе, хотя эффективность использования учебных компьютерных программ убедительно доказана.

Естественно, возникает традиционный для России вопрос: что делать? Мы ответили мы на него тоже чисто по—русски: “Голь на выдумку хитра”. Еще в начале 90-х, подбирая темы для рефератов по информатике за курс полной средней школы, мы задумались: а что если это будут программы, которые можно использовать в учебном процессе по другим предметам. Сразу возник вопрос о том, кто будет заниматься методологическим обеспечением таких разработок. Ответ, казалось бы, очевиден— учитель—предметник. Мотивировать предметника на такую работу учитель информатики практически не может, не имея возможности ни морально, ни тем более материально поощерять предметника за работу не относящуюся к его функциональным обязанностям. Только личное желание учителя— предметника вести инновационную работу, поиск перспективных методик преподавания своего предмета и, как следствие, выработка новых технологий обучения могут обеспечить эффективность связки ”учитель —предметник — старшеклассник—программист—учитель—информатики—консультант”. Учитель— предметник, с которым будет сотрудничать учитель информатики по своему профессиональному уровню уже дорос до создания программно—педагогических средств (ППС), как правило, человек творческий, имеющий свой педагогический арсенал и, в частности, свои методологические воззрения, как правило, в той или иной степени отличающиеся от казенных. В силу названных причин на протяжении нескольких лет, а начиная с 1994 г. системно и постоянно, велась работа по созданию ППС по предмету биология.

За последние несколько лет по этой схеме разработаны и модифицированы обучающие, тренинговые, контролирующие программы по ботанике, анатомии, биологии, которые представляют собой многофункциональное электронное пособие, выполняющее роль и учебника, и справочника, и экзаменатора.

В связке “учитель—предметник — старшеклассник — программист — учитель информатики —консультант” среднее звено: старшеклассник—программист постоянно меняется, поэтому нашей задачей было и остается организационное обеспечение работ, единообразие стиля, унификация интерфейса, интеграция разработанных ППС в соответствующий банк, обеспечение стандартного доступа к ним и т. д.

Подобные индивидуальные проекты ведутся отдельными наиболее успешными учениками. Именно этими учащимися, некоторые из которых уже выпускники, велась и продолжается работа по созданию программно—педагогического комплекса в процессе преподавания биологии.

Метод проектов, являющийся и одним из методов, рассматриваемых в теории развивающего обучения, заключается в решении учащимися не формализованной задачи, имеющей конечное применение в стенах нашей школы. В каждом проекте выделяются следующие основные этапы: постановка задачи (согласно изучаемой предметной области, например биология, как в нашем случае), моделирование (объективные законы предметной области и использование математического аппарата), вычислительный эксперимент (синтез алгоритма, его оптимизация, выбор языковой конструкции, написание программы и отладка программы), анализ полученных результатов (согласно изучаемой предметной области).

Продвигаясь по цепочке ОБЪЕКТ—МОДЕЛЬ—АЛГОРИТМ—ПРОГРАММА—РЕЗУЛЬТАТ ученик приобретает огромный практический опыт проектирования программ, навыки моделирования, составления алгоритмов и программ. Овладения этими навыками — необходимое условие самообразования.

Такие учебные программы, конечно же, не могут конкурировать на рынке компьютерных программ с современными мультимедийными учебными комплексами, интегрированными в единую обучающую среду, но эти программы вполне отвечают целям и задачам, которые были призваны решить.

Проект выполняется по своей постановке, своему алгоритму и отлаживается на своей экспериментальной базе. В Проекте участвуют заинтересованные в результатах работы педагоги. На всех стадиях цикла пакета компьютерных программ — от проектирования до сопровождения и эксплуатации – возникает много вопросов, которые снимаются оперативным внесением корректировок в компьютерные программы. Программы постоянно модифицируются, повышая как качество самих программ, так и улучшая их методическую составляющую.

Кроме образовательной задачи повышения качества обученности по информатике мы выполняем и вполне утилитарную задачу получения средств информатизации в нашей школе, которые широко используются на уроках биологии.

Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышают эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.