Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Златопольский Дмитрий Михайлович

Московский городской педагогический университет (МГПУ), г.Москва

Важной задачей школьной информатики является развитие алгоритмического стиля мышления учащихся. Для решения этой задачи предлагается использовать электронные таблицы (ЭТ). Подобраны или разработаны аналоги всех алгоритмических конструкций (ветвлений, циклов и др.). Предложена система задач алгоритмического характера для решения с помощью ЭТ. Разработана программа курса «Электронные таблицы».

задать вопрос автору

Развитие школьной информатики характеризуется уменьшением удельного веса вопросов, связанных с алгоритмизацией и программированием, и увеличением доли «пользовательского» направления в изучении предмета. Это связано с поставками в школы новых компьютеров, на которых возможна установка современных офисных программ (и, следовательно, их изучение, что не было возможным ранее), уменьшением числа учителей информатики — бывших инженеров и программистов и с другими причинами.

Кроме того, как показывает опыт, преподавание основ программирования затруднено в классах гуманитарного профиля, в классах с недостаточной математической подготовкой и в ряде других случаев. Один из учителей информатики г. Москвы на вопрос автора, связанный с использованием разработанного им сборника задач по программированию для школьников [3], ответил: «Программирование некому преподавать!», имея в виду неспособность основной части учащихся своей школы освоить основы программирования.

В тоже время развитие алгоритмического стиля мышления школьников является важной задачей школьной информатики. Автор предлагает использовать для решения этой задачи электронные таблицы, изучение которых в школах широко распространено.

В результате проведенной автором работы разработаны или подобраны аналоги всех алгоритмических конструкций, имеющиеся в электронных таблицах (в качестве примера использована программа Microsoft Excel): ввод исходных данных, расчеты значений величин, ветвление, циклы (с параметром и с условием), вывод результатов решения задачи. Так, в случаях, когда в программах на языках программирования применяются ветвления (условные операторы), в программе Microsoft Excel может быть использована стандартная функция ЕСЛИ. При необходимости применения действий, аналогичных циклу с условием, используется многократное копирование формулы в ряд последовательно расположенных ячеек (по одной) до получения требуемого результата или копирование формулы в большой диапазон ячеек с выводом результатов расчетов только в те из них, в которых требуемое условие не соблюдается.

Предложена система задач алгоритмического характера для решения с помощью электронных таблиц, включающая около 250 задач (задачами алгоритмического характера автор называет задачи, для решения которых необходимо выполнить последовательность действий; к ним относится, например, задача решения квадратного уравнения).

Разработаны 2 варианта программы курса изучения темы «Электронные таблицы», учитывающей цель развития алгоритмического стиля мышления учащихся (продолжительностью 68 ч и 34 ч) и поурочное планирование по теме.

Результаты работы прошли апробацию в период 1999-2000 и 2000-2001 учебных годов в средней школе №1748 (учитель Баталова Е.И.) и в гимназии №1530 Восточного округа г. Москвы и показали свою эффективность.

Как показывает опыт, электронные таблицы целесообразно использовать с указанной выше целью в условиях недостаточного числа часов на информатику в учебном плане школы, в классах гуманитарного профиля, в классах с недостаточной математической подготовкой и в ряде других случаев.

Литература:

  1. Обязательный минимум содержания образования по информатике. — 1999.
  2. Златопольский Д.М. Решение уравнений с помощью электронных таблиц. — Информатика, 2000, №41.
  3. Златопольский Д.М. Сборник задач по программированию для школьников. — Информатика, 2000, №№ 4-10, 14-15, 17-19.