Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Панина Инна Кирилловна

Дальневосточный государственный университет (ДВГУ), г.Владивосток

Остается актуальной задача формирования различной содержательной подготовки (контент—подготовка) по информатике для разных специальностей в классическом университете. При этом должны быть удовлетворены требования государственного образовательного стандарта и запросы потребителей, которые предъявляют определенные объективные квалификационные требования в области информатики к выпускникам вуза.

задать вопрос автору

Дальневосточный государственный университет (г.Владивосток) является единственным классическим университетом на Дальнем Востоке России. В ДВГУ ведется подготовка студентов на 38 факультетах более чем по 60 различным специальностям.

Востребованность выпускников ДВГУ обусловлена, прежде всего, высоким уровнем их предпрофессиональной подготовки, в которую входит и обучение по дисциплине «Информатика» или «Информатика и математика».

Программа курса «Информатика» весьма обширна, что связано с исключительно высоким уровнем информатизации современного мира и требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования. В то же время научные отрасли, предприятия различных форм собственности, фирмы, организации (потребители) предъявляют определенные объективные квалификационные требования к выпускникам в области информатики. Поэтому требуется переориентация методической системы обучения информатике от акцента на «усредненную», единообразную модель подготовки студентов к развитию у них навыков анализа и рационального использования информационных технологий в учебных и прикладных профессиональных целях.

Из сказанного следует, что остается актуальной задача формирования различной содержательной подготовки (контент—подготовка) по информатике для разных специальностей, и эта задача — один из важнейших этапов реализации образовательных программ в классическом университете.

Рассмотрим контент—подготовку дисциплины, исходя из перечисленных выше принципов.

Для реализации поставленной задачи воспользуемся принципом логически—модульного структурирования предметной области информатики. Предметная область представляет собой связный граф(G1), вершинами которого являются логически завершенные участки содержательной части дисциплины. Среди параметров, приписанных каждой вершине графа, особый интерес представляют те, которые характеризуют гарнитур навыков, знаний, умений, которые приобретает обучаемый студент, освоив соответствующий учебный материал.

С другой стороны, требуемый уровень подготовки по информатике специалиста в конкретной образовательной программе, назовем его «IT—портрет специалиста», содержит уникальный набор практических умений, навыков, которые отражают специфику данной специальности и могут быть частично востребованы или вообще не востребованы для какой—либо другой. Такой информационный гарнитур специальности тоже может быть представлен графом (G2), структура которого отражает последовательность приобретаемых студентом умений.

Далее необходимо произвести контент—анализ двух описанных графов для обнаружения путей в графе G1, указывающих на последовательность изучения и объем тех учебных материалов дисциплины «Информатика», которые обеспечивают требования гарнитура в «IT—портрете специалиста» и отражены в графе G2. Результат — рабочая программа дисциплины для конкретной специальности.

Опрос студентов различных специальностей ДВГУ, обучаемых по составленной таким образом рабочей программе дисциплины «Информатика», проведенный с интервалом во времени (обучались на 1 курсе, а опрос проведен для них же на 4 курсе) показал, в частности: