Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

Шапиро Константин Вячеславович

Государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школа № 20 (Школа № 20), г.Санкт-Петербург

В докладе рассматривается проблема формирования программы обучения школьников старших классов телекоммуникационным технологиям. Рассмотрена проблема мотивации профильно-ориентированных групп. Приведена классификация мотивов изучения телекоммуникационных технологий и образовательных профилей Предложен алгоритм формирования программы обучения для профильно-ориентированной группы.

задать вопрос автору

Изучение телекоммуникационных технологий (ТКТ) в общеобразовательной школе сегодня постепенно выходит на передний план. Тому есть несколько причин. Во-первых, это одно из самых бурно развивающихся направлений современных компьютерных технологий. Следовательно, их изучение дает хорошую перспективу последующего трудоустройства. Во-вторых, владение ТКТ мгновенно расширяет личное информационное пространство до невообразимых пределов. В-третьих, владение ТКТ позволяет создавать и тиражировать собственные информационные ресурсы без сколько-нибудь значимых материальных затрат. К тому же, сегодня, старшие классы общеобразовательных школ получили возможность осуществлять профильное обучение по различным предметам, в том числе и по информатике и информационным технологиям.

Перед учителями информатики остро встал вопрос: какой из компьютерных и/или информационных технологий отдать предпочтение при составлении программы? Сколько часов отвести на изучение ТКТ для классов с различными профилями обучения?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы надо уметь правильно оценить потребность в изучении ТКТ той или иной группы учащихся. Итак, давайте ответим на вопрос ДЛЯ ЧЕГО учащемуся необходимо изучение ТКТ?

Можно выделить следующую группу мотивов изучения ТКТ:

Учащимся классов различного профиля в ходе образовательного процесса предстоит решать самые разнообразные задачи. Сформулировать эти задачи для конкретного профиля – это и есть второй шаг на пути формирования профиля преподавания ТКТ. Для начала определим типовой набор образовательных профилей. Традиционными для российской школы можно считать следующие: физико-математический, гуманитарный, естественнонаучный, художественно-эстетический. Поставим в соответствие перечисленным профилям вышеописанные мотивы в порядке убывания значимости. Физико-математический профиль: 5, 6, 2, 1. Гуманитарный профиль: 1, 2, 3, 4. Естественнонаучный профиль: 2, 1, 3. Художественно-эстетический профиль: 3, 1, 2.

Следующим шагом на пути создания профильно-ориентированной программы преподавания ТКТ в школе должно стать формирование перечня модулей изучения программных средств и технологий, совокупность которых покрывала бы все многообразие потребностей изучения ТКТ. Примерный перечень в обобщенном виде может выглядеть так:

Затем этот перечень ставится в соответствие вышеописанным мотивам. Так, например, очевидно, что для расширения личного информационного пространства необходимо изучить следующие разделы: ресурсы Интернет, сервисы сети Интернет, поиск информации в сети.

Заключительным шагом в формировании профиля преподавания ТКТ является определение доли и места того или иного модуля в программе преподавания. Последовательность изучения модулей зависит, прежде всего, от начального уровня подготовки обучающихся и от задач которые необходимо решить в ходе обучения. Доля любого модуля в программе определяется глубиной рассмотрения вопроса, которая в свою очередь диктуется приоритетностью мотива для данного образовательного профиля.

Литература

  1. Программа курса «Интернет-технологии для учителя предметника». Москва, 2001, Московский центр Интернет-образования.
  2. Белкин П. Ю. Общие вопросы организации поиска информации в Интернет. Москва, 2001, Московский центр Интернет-образования.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат, Москва, 2000