Рейтинг@Mail.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Орынбаева Жанар Рымбековна

Жамбылский политехнический колледж, город Жамбыл, Республика Казахстан

Доклад содержит описание педагогических приемов обучения информатике в средне-профессиональных учебных заведениях Республики Казахстан, основанных на построении специального учебного курса, содержащего инвариантную и вариативную части. Вариативная часть изменяется в зависимости от направления профильной подготовки студентов.

Обучение информатике будущих специалистов по различным специальностям в средне-профессиональных учебных заведениях должно не только содержать общие положения, касающиеся обработки информации, но и должно быть дифференцировано в зависимости от класса решаемых профессиональных задач. Имеющиеся на сегодня учебно-методические средства могут служить хорошей основой для организации базового обучения информатике, вне зависимости от профессиональной специализации студентов. Однако, учитывая направления специализации, данные курсы должны быть дополнены и дифференцированы. Профильная дифференциация содержания средне-профессионального образования обращена на необходимость специализации современного члена общества в определенной сфере, специализации его подготовки на основе общего образования.

В средне-профессиональных учебных заведениях Республики Казахстан дифференцированное обучение осуществляется главным образом путем проведения факультативных, кружковых занятий и создания групп с углубленным изучением определенных предметов, имеющих непосредственное отношение к профилю обучения. В связи с этим одним из возможных путей дифференцированного обучения информатике может являться организация факультативных занятий. Однако, введение во всех подобных образовательных учреждениях единого факультативного курса по информатике невозможно из-за разнообразия имеющейся сегодня в колледжах и лицеях компьютерной техники, различия в уровне подготовки как педагогов, так и учащихся.

Предлагаемый подход заключается в разделении курса информатики на составные части и их последующую интеграцию в зависимости от профиля обучения. Общая учебная программа дифференцированного курса информатики для средне-профессиональных образовательных учреждений носит характер инвариантной — базовой компоненты обучения, которая несет в себе минимум знаний и умений, которым должен владеть каждый участник современной трудовой деятельности вне зависимости от профессии.

В выборе вариативной части учебного курса, которая делает его дифференцированным, педагогам предоставлена полная свобода действий, так как содержание и методика преподавания профильных приложений курса информатики всегда напрямую зависит от профессиональной ориентации учебного заведения. Обучение профильным приложениям курса информатики предусматривает не только различие в содержании обучения но и варьирование используемых в обучении педагогических технологий, методик, учебных пособий и специализированных программных средств.

Отметим, что в случае среднепрофессионального учебного заведения профильные различия могут иметь место и при изучении программирования и алгоритмических языков. В зависимости от специализации возможно изменения выбора изучаемого языка и направленности задач, в основе решения которых лежит разработка компьютерных программ.

В Жамбылском политехническом колледже предпринята попытка разделения курса информатики для средне-профессиональных учебных заведений на инвариантную (базовую) и вариативную (дополнительную) части. Содержание вариативных дополнений обусловлено спецификой подготовки студентов по направлениям специализации колледжа. Разработанные программы учебных курсов, перечни и описания используемых в обучении программных средств, задания и другой учебный материал опубликованы сотрудниками и педагогами колледжа в виде учебно-методических пособий.