Рейтинг@Mail.ru

МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИТ

Кушнир Михаил Эдуардович

Школа 45, г.Москва

Опыт преподавания технологий работы с текстовой информацией в гимназии №45 города Москвы. Обычно структура текста не обсуждается при изучении технологий работы с текстом и она воспринимается учащимися только через оформление текста (если вообще воспринимается). Мы стремимся, чтобы учащиеся оформляли свои работы в соответствии с их структурой.

задать вопрос автору

Введение

С начала введения информатики в школьную программу не прекращаются споры о содержании и формах ведения этого предмета. Это связано и с различиями аппаратной базы учебных заведений, и со стремительным развитием информационных технологий (ИТ).

В этом есть особая привлекательность предмета, т.к. даже в авторитарно-командный период он оставался нерегламентированным. С другой стороны, свобода маневра приводит к потребности соотнести свои решения по построению курса с мнением коллег по цеху, втайне мечтая стать законодателем мод. Это можно наблюдать по многообразию издаваемых учебных пособий и апломбу их авторов во время презентации.

Решения по построению курса в школе 45 показались мне достойными освещения в столь авторитетной аудитории. Они начали вырабатываться в 1998/99 учебном году практически всем составом ИВЦ школы, руководителем которого я являюсь. Я благодарен коллегам за сотрудничество, т.к. согласование большинства решений требовало огромных затрат времени при планировании. Льщу себя надеждой, что им это тоже было интересно. Большой вклад внес в эту работу В. В. Лебедев, на начальном этапе полезными были наработки Т. Ж. Хусаинова.

Идея не нова: она заключается в формировании функционально-законченных тематических модулей, комбинация которых позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки. При ведении паспорта класса (это удобно там, где предмет преподается на протяжении нескольких лет) можно легко заменять содержание соответствующих модулей при появлении новых ИТ или отмирании старых, а при необходимости формировать новые модули. Мы пришли к выводу, что это неизбежно, если ставить перед собой задачу поддерживать на занятиях современный уровень ИТ.

В прошлом учебном году наши предложения получили поддержку членов недавно сформированной Дистанционной Кафедры Apple-технологий (ДК-Макинтош), хотя условия проведения занятий у членов ДК различны. По результатам обсуждения было принято решение о создании различных вариантов реализации модулей в зависимости от условий изучения.

Я далек от мысли, что разработанные модули окончательны. И в ИВЦ школы 45, и в ДК-Макинтош мы рассматриваем эти модули как этап формализации поставленной задачи и рассчитываем, что их содержание будет уточняться с целью оптимизации в практической работе. В разработку модулей внесли свой вклад директор новой компании ИВИТО из группы компаний ДПИ Ю. Середа и активный член ДК-Макинтош учитель информатики школы 415 М. Крекин.

Принципы построения модулей

Главные преимущества модулей — в дискретности каждого и целостности в совокупности. При дискретизации нужно удачно существующую целостность разорвать, минимизируя искусственность разрыва.

Большое влияние на нас оказала идея “научного оформления” В.Д.Паронджанова, высказанная в книге “Как улучшить работу ума”. Под этим он подразумевает продуманное оформление, которое облегчает понимание соображений автора. Эта мысль помогла нам сформулировать, как самостоятельную, задачу понимания структуры информации, т.к. именно внутренняя структура информации объединяет обе ее фундаментальные ипостаси: содержание и форму.

В свете этого ИТ можно классифицировать, во-первых, ориентацией на определенного типа содержание информации, и во-вторых, способами внешнего ее представления. Правда в настоящее время появляется все больше вариантов ИТ, пересекающихся по содержательной составляющей с другими, что осложняет классификацию.

Для классификации программного обеспечения обычно руководствуются содержательной направленностью соответствующей ИТ. Если ставить перед собой задачу обучения технологии, а не конкретному варианту программы, реализующей ее, отличия в возможностях переработки информации становятся вторичными, хотя именно ими обычно руководствуются при выборе программного обеспечения. В этом принципиальное отличие выбора ПО для обучения и для профессионального использования.

Разводя классификацию ИТ и ПО, я понимаю щекотливость своего подхода, но это, надеюсь, позволяет мне более четко сформулировать мысль. Не рискуя идти по такому пути, трудно сформировать дискретные модули.

Важной составной частью работы по составлению модулей стала для нас практика проектной деятельности с критериальным оцениванием при обучении ИТ. Опыт проектной деятельности, помимо создания дополнительной мотивации, интенсификации формирования необходимых знаний и навыков и выведения работы за рамки традиционной урочной деятельности, обеспечивает закрепление представлений о естественном цикле разработок: постановка задачи, выбор знаний и инструментов, необходимых для ее решения, планирование работы, проверка, отладка, опытная эксплуатация, внесение изменений и дополнений, выявленных на этапе опытной эксплуатации, написание отчета и инструкции по эксплуатации, презентация достижений в виде доклада. Это неявно обеспечивает поддержку изучения алгоритмики, т.к. для алгоритмизации задачи необходимо освоить тот же цикл, причем она, в свою очередь, способствует развитию представлений о самом сложном 1-ом этапе разработки — постановке задачи.

Цикличность освоения модулей

В нашей школе информатика и ИТ изучаются с 1-го до последнего класса по 1 часу в неделю, кроме специализированных углубленных курсов по выбору в старшем звене. На протяжении многих лет мы ориентируемся на подготовку грамотных пользователей компьютеров (программирование является для нас просто реализацией алгоритмики как важного принципа построения большинства ИТ и изучается наравне с другими ИТ в объеме, обеспечивающем понимание базовых принципов и получение требуемых программой навыков).

Именно такой длительный цикл подстегнул нас на формирование модулей. Необходимость учитывать возрастные особенности учащихся и желание охватить максимально широкий спектр современных ИТ подвели нас к 3-х уровневой схеме их изучения.

1-й ознакомительный уровень большинства ИТ мы реализуем в начальном звене. Наш опыт показывает, что начальные знания и навыки по информатике и по ИТ вполне доступны и могут с достаточной мотивацией предлагаться учащимся до 10 лет.

2-й уровень, охватывающий минимальный набор знаний и навыков, достаточный для самостоятельного эффективного развития их в дальнейшем, мы реализуем в 5-7 классах.

3-й уровень, обеспечивающий предпрофессиональное владение знаниями и навыками, мы предлагаем в 8-9 классах.

В старших классах некоторые учащиеся получают профессиональные знания на спецкурсах по выбору, а остальные закрепляют полученные знания в форме проектной деятельности. Они должны выбрать задачи, требующие для их решения знаний и навыков ИТ и востребованные в школе.

В отношении теоретических знаний мы также подготовили модули, дискретизация которых, видимо, более спорна, но, на мой взгляд, тоже полезна. Цикличность их изучения должна различаться в зависимости от возраста и отведенного времени, но попытка градации по предложенной схеме может помочь в выработке критериев оценивания работ и/или знаний учащихся.

С конкретным распределением модулей, в том числе, по времени изучения можно ознакомиться на школьном сайте по адресам

<schools.techno.ru/ms45>, <www.mkids.ru/ms45>; или на временном сайте ДК-Макинтош по адресу <macschool.narod.ru>.

Осень 2001 года. Москва