Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Семакин Игорь Геннадьевич, Хеннер Евгений Карлович

Пермский государственный университет, Пермский государственный педагогический университет, г.Пермь

Описывается концепция и реализация курса информатики для старшего звена школы гуманитарного профиля.

задать вопрос автору

Профильно-ориентированное обучение в старшей школе уже стало массовым явлением. В 12-летней школе большинство школ старшей ступени будут профилизированными. В связи с этим необходимо выстроить концепцию информатического образование в школах различного профиля.

Единство российской школы требует наличия базового курса информатики в основной школе, концептуально и содержательно единого для всей страны. Профильно-ориентированное образование должно строиться на основе базового, удовлетворяющего требованиям обязательного минимума содержания предмета, и отражать особенности профилизации школы.

Авторы спроектировали и разработали курс информатики, предназначенный для старшего звена школы гуманитарного профиля. Курс реализован в двух книгах (двух частях), ориентированных на изучение в 10 и 11 классах, общим объемом 68 учебных часов. Первая и вторая части курса называются, соответственно, «Информатика-Х» и «Информатика-XI» [1,2]. Учебник «Информатика-Х» рекомендован Министерством образования и участвует в 2001/2002 учебном году в эксперименте по переходу к 12-летней школе. Создание учебника «Информатика-XI» авторами также завершено.

При разработке курса авторы исходили из следующих концептуальных положений.

  1. Курс должен носить общий характер, а не быть узкоспециализированным. Основные цели курса — общеобразовательная и развивающая.
  2. Область знаний, которую затрагивает курс — гуманитарные знания в целом. Он связан, в первую очередь, с образовательными областями «Филология» и «Обществознание».
  3. Курс базируется на серьезном отношении к гуманитарному образованию — важной компоненте общественного бытия и сознания. При получении гуманитарного образования проблемы выработки понятий и навыков в систематизации информации, системного мышления играют первостепенную роль, и данный курс будет этому способствовать.
  4. Технологические вопросы должны найти в курсе должное отражение, но не становиться его основой. Из технологических аспектов в первую очередь должны рассматриваться технология работы с текстовой и графической информацией, технология хранения и поиска информации в базах данных, технология поиска информации в компьютерных сетях, технология табличной обработки числовой информации.
  5. Преемственность курса по отношению к базовому курсу информатики должна поддерживаться на уровне общих содержательных линий, при опоре на знания и умения, полученные при изучении базового курса.

Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления общеобразовательного и научного содержания. Курс продолжает, начатое базовым курсом информатики, ознакомление учащихся с основными содержательными линиями предмета:

По мнению авторов, профильные курсы информатики такого направления должны состоять из инвариантной и вариативной частей.

Инвариантная часть курса указанного профиля затрагивает следующие вопросы:

Содержание учебника «Информатика-Х» ориентировано на изучение этих четырех тем.

Вариативная часть профильного курса связана с приложениями теоретической информатики и информационных технологий. Такие приложения могут быть достаточно разнообразными. Вариант, реализованный в учебнике «Информатика-XI», ориентирован на следующие темы:

Компьютерный практикум — раздел учебника, обеспечивающий поддержку практической части курса. Учебный курс «Информатика-X-XI» ориентирован на использование персональных компьютеров класса IBM PC с программным обеспечением (ПО) Microsoft Windows — Microsoft Office. В школах, не обладающих такой техникой и программным обеспечением, данный курс (по крайней мере, в практической своей части) не реализуем. Если при изучении базового курса информатики учащиеся работали с другими типами ЭВМ и ПО, то в данном курсе им придется заново осваивать новую для них технику и программы. Если же с этими средствами они уже были знакомы, то курс «Информатика-X-XI» позволит им развить свои навыки в работе с ними.

В процессе выполнения лабораторного практикума учащимся предстоит работать с операционной системой Windows, текстовым процессором Word, пакетом для подготовки презентаций Power Point, сетевыми клиент-программами (почтовой программой и броузером Интернет), табличным процессором Excel, СУБД Access. В результате первоначальные навыки, заложенные базовым курсом, должны перейти на существенно более высокий уровень.

В заключении следует отметить, что курс «Информатика-X-XI» ориентирован на основные педагогические цели, которые ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных документах Минобразования РФ (в т.ч. и в проекте концепции информатики для 12-летней школы):

Литература

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика-Х». Учебник для 10 класса. М., Лаборатория базовых знаний, 2001.
  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика-ХI». Учебник для 11 класса. М., Лаборатория базовых знаний, в печати.