Рейтинг@Mail.ru

АКТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО «КЕЙСОВОЙ» ТЕХНОЛОГИИ

Фейгин Самуил Давидович, Ватулин Ян Семенович, Кузнецов Анатолий Анатольевич, Полевский Александр Александрович

Тульский государственный университет (ТулГУ), г.Тула

Усвоение информации, формирование необходимых профессиональных навыков при любой форме обучения всегда сопряжено со значительной психо-эмоциональной нагрузкой на учащегося. Уровень компенсации этой нагрузки, и, следовательно, результативность этого процесса во многом определяется опытом преподавателя, стилем его руководства учебным процессом и используемыми педагогическими приемами.

Для дистанционной формы обучения эта результативность зависит также и от чисто технологических особенностей системы. Отсутствие непосредственного контакта между учащимся и преподавателем создает целый комплекс проблем, обусловленных с одной стороны – адаптацией учащегося в условиях самостоятельного изучения дидактического материала, с другой - осуществлением мониторинга усвоения материала. Причем важным является факт своевременного обращения (консультации) пользователя к тьютеру, поскольку заблуждения в понимании тех или иных основных положений обнаруживаются, как правило, уже на таких стадиях изучения, когда необходима коррекция понимания значительной части изученного материала.

Определенное недоверие преподавателей к мультимедийным и гипертекстовым обучающим системам (ОС), в определенной степени объясняется неспособностью ОС выполнить в сущности простую (для человека) задачу: в случае неудачного исхода тестовой процедуры, определить причину некачественного усвоения, и, соответственно, скорректировать индивидуальный учебный план.

Адекватность реакции системы на действия учащегося, а следовательно – устойчивость ее работы в режиме автоматического функционирования, зависит от степени формализации в описании поведенческих алгоритмов, функциональных сценариев и процедур, реализованных в программных средствах активной адаптации ОС к индивидуальным характеристикам пользователя.

Наиболее целесообразно использовать в этом качестве моделирующую способность PERT - технологии (PERT – Program evaluation and review technique – метод оценки и пересмотра планов). Общая структура учебного процесса, построенного по оригинальному сценарию автора-составителя, моделируется здесь естественным и удобным образом. Применение известных методов ветвей и границ, поиска с возвратом, с оценочной функцией, позволяет исследовать поведение моделируемой системы, экстраполировать ее состояние на несколько шагов вперед. Данный алгоритм легко автоматизируется посредством использования матриц инциденций. Каждый элемент такой матрицы (событие) представляет собой факт начала (завершения) изучения объекта из состава комплекса методического обеспечения данной дисциплины (текст, иллюстрация, видео- аудиофрагмент). Переход от объекта к объекту регламентирован взаимным расположением элементов матрицы инциденций, определяемый составителем в процессе формирования графа сценария учебного процесса.

Специфика такой формы представления дидактико – методических комплексов предполагает иное структурное построение учебных предметов. Процесс создания графа сценария начинается с формирования целевой функции данного дидактического модуля (например, приобретение определенного профессионального навыка). Далее автор-составитель указывает составляющие компоненты (знания, навыки), на базе которых формируется главный компонент модуля. Пределом дробления составляющих компонент можно считать достижение междисциплинарных связей. Наглядное представление дидактического материала в виде графа позволяет:

В наибольшей степени такой модели представления учебного процесса подходит образовательная технология концентрированного обучения – эвристическое «погружение» (Хуторской А.В.). Методологической основой подхода является «дидактическая эвристика – тип обучения, при котором все основные образовательные элементы первично создаются или отыскиваются самими учениками.» Ключевым моментом такой технологии является эвристическая образовательная ситуация. Практическая реализация данной образовательной технологии может быть решена в виде деловой (ситуационной) игры. Ценность моделирования производственных ситуаций посредством деловой игры трудно переоценить, поскольку попытка применить на «практике» полученные знания для решения игровой проблемной ситуации позволяет выявить некачественно усвоенный материал, к которому следует вернуться дополнительно, или, быть может, пересмотреть собственное понимание отдельных теоретических положений. Поскольку в процессе игры информация усваивается неосознанно, формирование навыков осуществляется хотя и не без усилий, но вполне добровольно, отпадает необходимость заставлять учащегося, в результате устраняется стрессовая компонента процесса обучения.

Программная реализация ОС решена в виде интеллектуальной информационно-советующей экспертной системы, структурно представляющей собой универсальный управляющий модуль, базу данных и базу знаний (файл содержащий матрицу инциденций). Реализованный в системе принцип "открытой архитектуры" позволяет ОС самостоятельно (но в пределах указанных в базе знаний) принимать решения о характере изменений в структуре, объеме или темпе подаваемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Адекватная реакция ОС на действия учащегося обеспечивается обратной связью с пользователем – тестовыми конструкциями. Тестовая конструкция на базе обработчика активных зон фрейма предлагает пользователю указать (манипулятором «мышь») объект или фрагмент изображения, который, по его мнению, может считаться ответом на поставленный вопрос. Программная реализация семантического анализатора позволяет исследовать состав и структуру предложения, составленного тестируемым, что несравнимо более информативно, нежели выбор определенного готового ответа, поскольку предполагает четкое и ясное понимание предмета, требует подбора слов (терминов), наиболее точно отражающих суть вопроса.

Каждое действие учащегося (например просмотр компонент методического комплекса, результаты тестирования) система фиксирует в специальном зашифрованном файле. Ознакомление преподавателя с содержимым этого файла позволит выявить полную картину успеваемости учащегося, но самое главное - определить места, где именно произошла ошибка, повлекшая за собой неправильное понимание отдельного блока материала.

Программная реализация системы не требует инсталляции, позволяет разместить весь учебный материал на компакт- диске, не используя при этом ни байта дискового пространства компьютера пользователя (кроме файла результатов тестирования, несколько кВ).

Поддержка множественности образовательных траекторий при изучении одного и того же методического комплекса, используемые средства наглядности, включающие в работу большее число органов восприятия, реализация практически любого интерфейса пользователя на базе обработчика активных зон фрейма - позволяют автору - составителю создать собственную оригинальную ОС, обладающую практической ценностью именно для данного конкретного учебного процесса.