Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Колин Константин Константинович

Институт проблем информатики РАН

Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход передовых стран мира от постиндустриального к информационному обществу, в котором объектами и результатами труда дальнейшей части занятого населения станут информационные ресурсы и научные знания. Какие же новые возможности откроются перед людьми в этом обществе? Как изменятся условия их профессиональной деятельности, быта и отдыха? С какими новыми проблемами столкнется человек в новой информационной среде обитания? Какими знаниями и умениями он должен обладать для того чтобы справиться с этими проблемами? Все эти сугубо прагматические вопросы касаются каждого современного человека, обеспокоенного своим будущим.

Ответы на эти вопросы получить совсем не просто, несмотря на все возрастающее количество научных публикаций. Поэтому налицо объективная потребность в систематизированном изучении социальных аспектов проблемы информатизации общества и распространении этих знаний через систему образования. Закономерной реакцией на эту потребность явилось развитие в России нового научного направления, которое получило название социальной информатики.

Особенно активно это направление стало развиваться в последнее десятилетие, когда оно стало находить свое отражение и в системе высшего образования в России. Отдельные разделы курса социальной информатики изучаются в ВУЗ’ах Росси более 10 лет. При этом в ряде университетов созданы специализированные кафедры социальной информатики, которые стали центрами развития этой новой научной и учебной дисциплины, интеграции образования и фундаментальной науки по данной проблеме.

Опыт изучения проблем социальной информатики в системе образования показал, что для этих целей недостаточно лишь научных статей и монографий, посвященных различным аспектам проблемы информатизации общества.

Сегодня уже необходимы монографии, которые охватывали бы эту проблему в целом и были бы специально ориентированы на использование в системе образования. Одна из таких монографий, удовлетворяющая этим требованиям, подготовлена автором и будет издана в текущем году [1]. В докладе раскрывается ее содержание.

В монографии рассматриваются современное состояние, основные проблемы и направления развития социальной информатики как образовательной дисциплины, изучающей социальные аспекты процесса информатизации общества, их воздействие на различные стороны жизни и деятельности людей в новой для них информационной сфере.

При изложении материала используются принципы опережающего образования, когда при анализе тех или иных аспектов информатизации делается прогноз их развития на ближайшие годы и уже с учетом этого оцениваются их возможные последствия.

В конце книги приведен краткий толковый словарь, раскрывающий значение 70 основных терминов, имеющих отношение к предметной области социальной информатики.

Литература:

  1. К.К.Колин. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Изд-во «Академический проект». М., 2000, 360 стр.

  2. К.К.Колин. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство. «Alma mater» (Вестник высшей школы). М., 2000, #6.

  3. К.К.Колин. Россия на пути в информационное общество. «Библиотековедение». Изд-во РГБ «Пашков дом». М., #3.

Сведения об авторе

Информатизация общества и социальная информатика

      Колин Константин Константинович,

      Доктор технических наук, профессор,

      Главный научный сотрудник Института проблем

информатики РАН.

117900, г. Москва, ул. Вавилова, 30/6.

Тел. 332-49-41, факс: 313-70-50.

E-mail:kkolin@mail.ru